Дягилевский фестиваль (Пермь)

Сцена из спектакля De temporum fine comoedia
Сцена из спектакля De temporum fine comoedia Фото: Никита Чунтомов

О фестивале

Крупнейший международный мультижанровый фестиваль России в этом году отмечает свое 20-летие. Фест носит имя известного театрального деятеля Сергея Дягилева и в каком-то смысле продолжает традиции его «Русских сезонов». Импресарио вырос в этом городе, к тому же здание Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, инициатора первого Дягилевского фестиваля, было построено при финансовой поддержке семьи Дягилевых. За 20 лет своего существования фестиваль стал большой междисциплинарной платформой, представил мировые премьеры опер и балетов, среди режиссеров-постановщиков — такие имена, как Ромео Кастеллуччи, Роберт Уилсон, Теодорос Терзопулос и другие. Программа ежегодно включает в себя не только музыкальный театр, но и драматические постановки, концерты классической, камерной, джазовой, этнической музыки, перформансы, выставки, клубную программу и многое другое. Художественный руководитель фестиваля — дирижер с мировым именем Теодор Курентзис.

О собственном опыте создания спектаклей

Анна Касимова, директор Дягилевского фестиваля: «Мы ставим перед собой задачу представить максимально полную панораму актуальной художественной сцены и исследовать зарождающиеся формы и тенденции. Каждый год выпускаем новые постановки: оперные или балетные спектакли, перформативные работы или экспериментальные междисциплинарные проекты. Это может быть как собственное производство фестиваля, так и коллаборации с российскими или зарубежными творческими институциями. De temporum fine comoedia — копродукция Дягилевского фестиваля и петербургского Дома радио. Логично, что фестиваль объединил свои усилия с Домом радио, поскольку обе институции развиваются под художественным руководством Теодора Курентзиса».

О спектакле De temporum fine comoedia

De temporum fine comoedia («Мистерия на конец времени») Карла Орфа в постановке Анны Гусевой (режиссер) и Теодора Курентзиса (музыкальный руководитель и дирижер) выдвинута на премию «Золотая Маска» в пяти номинациях. Огромный состав солистов, драматические актеры, хор и оркестр musicAeterna сыграли это произведение немецкого композитора в пространстве Завода Шпагина. По словам Анны Касимовой, для постановки внутри завода была создана вся театральная инфраструктура.

Сцена из спектакля De temporum fine comoedia
Сцена из спектакля De temporum fine comoedia Фото: Гюнай Мусаева

Малоизвестная в России мистерия Карла Орфа, которой он посвятил 10 лет жизни, — итог его долгих поисков, своего рода возвращение к первоосновам, к упрощению музыкального языка. Играть его «светопреставление» одновременно и просто, и сложно. Конец света, Страшный суд, отшельники-анахореты требуют покаяния, последние люди просят у Бога милости, а когда главный грешник Люцифер кается, на человечество нисходят свет и прощение. Постановку показали всего несколько раз, последний — на фестивале «Дягилев +» в декабре прошлого года, премьеру же сыграли на закрытии Дягилевского фестиваля в июне 2022 года.

Дягилевский фестиваль и «Золотая Маска»

Дягилевский фестиваль, безусловно, один из лидеров по числу полученных «Золотых Масок» и номинаций. Фестивальные проекты 50 раз попадали в число номинантов и 11 раз получали награды. В этом году, помимо De temporum fine comoedia, в шорт-листе представлен танцевальный перформанс SOULWHIRL («Омут души») хореографа Ольги Цветковой на музыку Вангелино Курентзиса. Моноспектакль о погружении в глубины собственной психики и выходе за пределы собственного тела получил четыре номинации на премию «Золотая Маска».

Фестиваль «Толстой» (Ясная Поляна)

Сцена из спектакля «Детство. Коромысли. Глава 3»
Сцена из спектакля «Детство. Коромысли. Глава 3» Фото: Александра Богомолова

О фестивале

Международный театральный фестиваль «Толстой» проходит летом в музее-усадьбе «Ясная Поляна» с 2016 года. Спектакли и перформансы играются под открытым небом. Это, безусловно, накладывает свой отпечаток. Ведь в любой момент может вмешаться погода (так случилось в прошлом году, когда при показе пятичасового полотна «Война и мир» Театра Вахтангова зарядил дождь). В программу входят спектакли самых разных форматов: от классической драмы до иммерсивных променадов, многие из которых рождаются прямо на месте, в тени яблоневых садов, на лужайках, на берегах прудов.

О собственном опыте создания спектаклей

«Конечно, мы показываем уже готовые работы о Толстом, которые выбираем в течение сезона, но наш фестиваль все-таки претендует на оригинальность и нуждается в собственных премьерах», — говорит программный директор Павел Руднев. Поэтому руководство решило устраивать резиденции и внедрило практику «заказа» спектаклей. Режиссеры заранее приезжают в «Ясную Поляну» и создают спектакли с нуля. «Синтез театра и музея — сегодня одна из самых модных и востребованных форм создания театра, который очень нуждается в подлинности. И музей может эту подлинность предоставить», — считает Павел Руднев.

О спектакле «Детство. Коромысли. Глава 3»

Спектакль Полины Кардымон «Детство. Коромысли. Глава 3» — как раз пример такого продакшна. Команда из новосибирской «Лаборатории театрального искусства» приехала в «Ясную Поляну» на арт-резиденцию «Сила слова» и придумала постановку на тему детства. Связь с творчеством Льва Толстого не очевидная, но она есть: писатель действительно уделял детям большое внимание, создал школу для крестьянских детей, поднимал эту тему в своих произведениях.

Сцена из спектакля «Детство. Коромысли. Глава 3»
Сцена из спектакля «Детство. Коромысли. Глава 3» Фото: Александра Богомолова

В основе спектакля — музыкальное переосмысление фольклорных традиций, связанных с рождением и первыми годами жизни ребенка. «Девушки (режиссер и четыре актрисы) с научной неистовостью прогрузились в архаику, изучили песенные традиции, исследовали раритетный материал. Кто сейчас из молодежи будет так интересоваться стариной? Это потрясающе, когда новые театральные формы открывают новые горизонты, а мы можем проникнуть в истоки нашей духовности и культуры. И ты понимаешь, что люди, жившие до тебя, думали так же, а ты неосознанно повторяешь их ритуалы. Все мы живем одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем», — рассказывает Павел Руднев.

«Толстой» и «Золотая Маска»

Спектакль «Детство. Коромысли. Глава 3» вошел в шорт-лист премии «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент». По словам Павла Руднева, такая оценка очень значима для куратора проекта, ведь это подтверждает правильность выбора. Работу заметили, сыграли в Москве на «Золотой Маске», и скоро она поедет на фестиваль «Территория. Магадан», где ее увидят новые зрители.

«Немхат-фест» (Пермь)

Сцена из спектакля «Улетают птицы»
Сцена из спектакля «Улетают птицы» Фото: Валентин Каменских

О фестивале

Коллектив «Немхат» был создан на базе Пермского медицинского университета в 2015 году как театральный кружок. Идейный вдохновитель и создатель компании Александр Шумилин в свободное время исследовал со студентами новые формы театра. Поначалу аудитория этих проектов была небольшой, но постепенно «Немхат» стал известен по всей России. Коллектив играет спектакли в нетеатральных пространствах, занимается партиципаторными, иммерсивными практиками и сайт-специфик-проектами, активно вовлекая зрителя в действие.

Два раза, зимой и летом 2022 года, труппа провела «Немхат-фест» — фестиваль, полностью состоящий из экспериментальных спектаклей о коми-пермяцкой культуре. Получился своего рода мини-сериал из четырех частей, объединенных общей темой исследования. Два спектакля, образующие дилогию, — «Улетают птицы» и «К реке», — стали участниками фестиваля «Золотая Маска» и номинированы на премию в категории «Эксперимент».

О создании спектаклей

Команда «Немхата» организовала театральные экспедиции по исследованию коми-пермяцкого языка и культуры, которые находятся на грани исчезновения. По данным 2010 года, на этом языке говорило около 63 тысяч человек, а сейчас и того меньше. По словам Шумилина, носители фольклора из суеверных соображений боятся передавать через поколения свои сказки, песни, легенды. Команда копалась в нотных грамотах библиотек, по крупицам собирая звуки, речь, языковую мелодику.

Знакомство с Раисой Степановной из небольшого села Пелым стало ключевым моментом этой экспедиции. Старая женщина, два года назад похоронившая мужа, всю жизнь прожила в коми-пермяцком регионе в тяжелых условиях. Но она смогла сама построить школу и стала учить детей. Образ Раисы Степановны, смелого, мужественного, сильного человека, стал символом всего коми-пермяцкого народа.

О спектаклях «К реке» и «Улетают птицы»

«К реке» — музыкальный перформанс. В его основе — реальная переписка двух молодых людей в конце 1950-х. Он служил на Кубе, она работала учителем в родном селе. Переведенные на русский письма читаются под аккомпанемент коми-пермяцких песен.

Зрители во время спектакля «Улетают птицы»
Зрители во время спектакля «Улетают птицы» Фото: Валентин Каменских

«Улетают птицы» — опера, написанная по воспоминаниям Раисы Степановны. Постановка очень специфическая: единственная солистка Дарья Калинина поет под оркестровку аудиоплееров. В самом конце становится понятно, что героиня и есть та самая девушка, которая писала любовные письма в первом спектакле. О том, как сложилась ее судьба, зритель узнает, гуляя по Ботаническому саду в окружении экзотических растений (в Москве на «Золотой Маске» — в заповеднике «Царицыно»).

«Немхат» и «Золотая Маска»

Коллектив уже дважды номинировали на «Эксперимент». В прошлом году на «Маске» показывали спектакль «Пермское море», действие которого происходит в бассейне. «Участие в фестивале дает нам очень много, — говорит Александр Шумилин. — О нас узнает широкая аудитория. А в этом году нам особенно важно, чтобы как можно больше людей познакомились с коми-пермяцкой культурой, находящейся на грани исчезновения. И конечно, с Раисой Степановной».

На лето 2023 года запланирован еще один масштабный «Немхат-фест», который будет посвящен 300-летию Перми. К созданию новых проектов руководство хочет привлечь уже отмеченных «Золотой Маской» режиссеров, художников, перформеров, в том числе Кирилла Люкевича, получившего премию за спектакль «Человек в маске» (2021).

Фестиваль «Гравитация» (Новосибирск)

Сцена из спектакля  «Место, которого не было»
Сцена из спектакля «Место, которого не было» Фото: Светлана Аввакум

О фестивале

Международный театральный фестиваль актуального искусства проводится на базе театра «Старый дом» с 2019 года. Программа очень разнообразная, а направление меняется год от года. В 2023 году фестиваль обновил название: раньше он назывался «Хаос», теперь — «Гравитация». Государственные и независимые театры, эксперименты, современные драматурги, лаборатории, читки, обсуждения, встречи со зрителями, художественные резиденции — все это «Гравитация».

О «Гравитации-2023»

«В этом году мы делаем фестиваль, в котором наряду с большой драматической программой будут спектакли пластического театра, театра движения. В Новосибирске хочется развивать это поле», — рассказывает арт-директор фестиваля «Гравитация» Оксана Ефременко. Идея возникла неслучайно. Здесь десять лет назад был известный пластический театр «Вампитер», а сейчас в Новосибирске работают два талантливых хореографа: Андрей Короленко и Анна Хирина. Чтобы у новосибирской аудитории появилось больше впечатлений и знаний об этом виде театра, нужен разносторонний разговор о танце в целом. Поэтому на фестивале будет образовательная программа, большой просветительский модуль, различные лаборатории и другие формы открытого диалога о contemporary dance.

Об опыте собственного производства спектаклей

«Гравитация» устраивает резиденции для людей самого разного возраста, профессиональных и непрофессиональных артистов. Объявляет open-call, проводит анкетирование, по итогам которого выбирает участников. «Конечно, нам очень хочется делать собственный фестивальный продакшн, хотя это очень затратно. Мы надеемся, что у нас это получится и что-то из поставленного в будущем приедет на “Маску”», — говорит Оксана Ефременко.

«Гравитация» и «Золотая Маска»

«С “Золотой Маской” у нас сложилось очень плодотворное сотрудничество», — рассказывает Оксана Ефременко. На прошлом фестивале в 2021 году, благодаря участию и поддержке «Маски», показали много разных спектаклей. Не тех, которые обычно приезжают в Новосибирск и входят в «палитру» гастролей: театры из Воронежа, Казани и других городов России, а не только Москвы и Санкт-Петербурга.

Сцена из спектакля «Адам и Ева»
Сцена из спектакля «Адам и Ева» Фото: Ирина Туминене

Программа фестиваля на 2023 год будет объявлена в апреле. Но уже известно, что на нем планируется показать несколько «масочных» спектаклей этого года: «Адам и Ева» питерского проекта VASILEVADANCECO, «Последнее чаепитие» и «Место, которого не было» — проект хореографа Ксении Михеевой.