Дягилевский фестиваль (Пермь)

Сцена из спектакля De temporum fine comoedia
Фото: Никита Чунтомов
Сцена из спектакля De temporum fine comoedia

О фестивале

Крупнейший международный мультижанровый фестиваль России в этом году отмечает свое 20-летие. Фест носит имя известного театрального деятеля Сергея Дягилева и в каком-то смысле продолжает традиции его «Русских сезонов». Импресарио вырос в этом городе, к тому же здание Пермского театра оперы и балета имени П. И. Чайковского, инициатора первого Дягилевского фестиваля, было построено при финансовой поддержке семьи Дягилевых. За 20 лет своего существования фестиваль стал большой междисциплинарной платформой, представил мировые премьеры опер и балетов, среди режиссеров-постановщиков — такие имена, как Ромео Кастеллуччи, Роберт Уилсон, Теодорос Терзопулос и другие. Программа ежегодно включает в себя не только музыкальный театр, но и драматические постановки, концерты классической, камерной, джазовой, этнической музыки, перформансы, выставки, клубную программу и многое другое. Художественный руководитель фестиваля — дирижер с мировым именем Теодор Курентзис.

О собственном опыте создания спектаклей

Анна Касимова, директор Дягилевского фестиваля: «Мы ставим перед собой задачу представить максимально полную панораму актуальной художественной сцены и исследовать зарождающиеся формы и тенденции. Каждый год выпускаем новые постановки: оперные или балетные спектакли, перформативные работы или экспериментальные междисциплинарные проекты. Это может быть как собственное производство фестиваля, так и коллаборации с российскими или зарубежными творческими институциями. De temporum fine comoedia — копродукция Дягилевского фестиваля и петербургского Дома радио. Логично, что фестиваль объединил свои усилия с Домом радио, поскольку обе институции развиваются под художественным руководством Теодора Курентзиса».

О спектакле De temporum fine comoedia

De temporum fine comoedia («Мистерия на конец времени») Карла Орфа в постановке Анны Гусевой (режиссер) и Теодора Курентзиса (музыкальный руководитель и дирижер) выдвинута на премию «Золотая Маска» в пяти номинациях. Огромный состав солистов, драматические актеры, хор и оркестр musicAeterna сыграли это произведение немецкого композитора в пространстве Завода Шпагина. По словам Анны Касимовой, для постановки внутри завода была создана вся театральная инфраструктура.

Сцена из спектакля De temporum fine comoedia
Фото: Гюнай Мусаева
Сцена из спектакля De temporum fine comoedia

Малоизвестная в России мистерия Карла Орфа, которой он посвятил 10 лет жизни, — итог его долгих поисков, своего рода возвращение к первоосновам, к упрощению музыкального языка. Играть его «светопреставление» одновременно и просто, и сложно. Конец света, Страшный суд, отшельники-анахореты требуют покаяния, последние люди просят у Бога милости, а когда главный грешник Люцифер кается, на человечество нисходят свет и прощение. Постановку показали всего несколько раз, последний — на фестивале «Дягилев +» в декабре прошлого года, премьеру же сыграли на закрытии Дягилевского фестиваля в июне 2022 года.

Дягилевский фестиваль и «Золотая Маска»

Дягилевский фестиваль, безусловно, один из лидеров по числу полученных «Золотых Масок» и номинаций. Фестивальные проекты 50 раз попадали в число номинантов и 11 раз получали награды. В этом году, помимо De temporum fine comoedia, в шорт-листе представлен танцевальный перформанс SOULWHIRL («Омут души») хореографа Ольги Цветковой на музыку Вангелино Курентзиса. Моноспектакль о погружении в глубины собственной психики и выходе за пределы собственного тела получил четыре номинации на премию «Золотая Маска».

Фестиваль «Толстой» (Ясная Поляна)

Сцена из спектакля «Детство. Коромысли. Глава 3»
Фото: Александра Богомолова
Сцена из спектакля «Детство. Коромысли. Глава 3»

О фестивале

Международный театральный фестиваль «Толстой» проходит летом в музее-усадьбе «Ясная Поляна» с 2016 года. Спектакли и перформансы играются под открытым небом. Это, безусловно, накладывает свой отпечаток. Ведь в любой момент может вмешаться погода (так случилось в прошлом году, когда при показе пятичасового полотна «Война и мир» Театра Вахтангова зарядил дождь). В программу входят спектакли самых разных форматов: от классической драмы до иммерсивных променадов, многие из которых рождаются прямо на месте, в тени яблоневых садов, на лужайках, на берегах прудов.

О собственном опыте создания спектаклей

«Конечно, мы показываем уже готовые работы о Толстом, которые выбираем в течение сезона, но наш фестиваль все-таки претендует на оригинальность и нуждается в собственных премьерах», — говорит программный директор Павел Руднев. Поэтому руководство решило устраивать резиденции и внедрило практику «заказа» спектаклей. Режиссеры заранее приезжают в «Ясную Поляну» и создают спектакли с нуля. «Синтез театра и музея — сегодня одна из самых модных и востребованных форм создания театра, который очень нуждается в подлинности. И музей может эту подлинность предоставить», — считает Павел Руднев.

О спектакле «Детство. Коромысли. Глава 3»

Спектакль Полины Кардымон «Детство. Коромысли. Глава 3» — как раз пример такого продакшна. Команда из новосибирской «Лаборатории театрального искусства» приехала в «Ясную Поляну» на арт-резиденцию «Сила слова» и придумала постановку на тему детства. Связь с творчеством Льва Толстого не очевидная, но она есть: писатель действительно уделял детям большое внимание, создал школу для крестьянских детей, поднимал эту тему в своих произведениях.

Сцена из спектакля «Детство. Коромысли. Глава 3»
Фото: Александра Богомолова
Сцена из спектакля «Детство. Коромысли. Глава 3»

В основе спектакля — музыкальное переосмысление фольклорных традиций, связанных с рождением и первыми годами жизни ребенка. «Девушки (режиссер и четыре актрисы) с научной неистовостью прогрузились в архаику, изучили песенные традиции, исследовали раритетный материал. Кто сейчас из молодежи будет так интересоваться стариной? Это потрясающе, когда новые театральные формы открывают новые горизонты, а мы можем проникнуть в истоки нашей духовности и культуры. И ты понимаешь, что люди, жившие до тебя, думали так же, а ты неосознанно повторяешь их ритуалы. Все мы живем одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем», — рассказывает Павел Руднев.

«Толстой» и «Золотая Маска»

Спектакль «Детство. Коромысли. Глава 3» вошел в шорт-лист премии «Золотая Маска» в номинации «Эксперимент». По словам Павла Руднева, такая оценка очень значима для куратора проекта, ведь это подтверждает правильность выбора. Работу заметили, сыграли в Москве на «Золотой Маске», и скоро она поедет на фестиваль «Территория. Магадан», где ее увидят новые зрители.

«Немхат-фест» (Пермь)

Сцена из спектакля «Улетают птицы»
Фото: Валентин Каменских
Сцена из спектакля «Улетают птицы»

О фестивале

Коллектив «Немхат» был создан на базе Пермского медицинского университета в 2015 году как театральный кружок. Идейный вдохновитель и создатель компании Александр Шумилин в свободное время исследовал со студентами новые формы театра. Поначалу аудитория этих проектов была небольшой, но постепенно «Немхат» стал известен по всей России. Коллектив играет спектакли в нетеатральных пространствах, занимается партиципаторными, иммерсивными практиками и сайт-специфик-проектами, активно вовлекая зрителя в действие.

Два раза, зимой и летом 2022 года, труппа провела «Немхат-фест» — фестиваль, полностью состоящий из экспериментальных спектаклей о коми-пермяцкой культуре. Получился своего рода мини-сериал из четырех частей, объединенных общей темой исследования. Два спектакля, образующие дилогию, — «Улетают птицы» и «К реке», — стали участниками фестиваля «Золотая Маска» и номинированы на премию в категории «Эксперимент».

О создании спектаклей

Команда «Немхата» организовала театральные экспедиции по исследованию коми-пермяцкого языка и культуры, которые находятся на грани исчезновения. По данным 2010 года, на этом языке говорило около 63 тысяч человек, а сейчас и того меньше. По словам Шумилина, носители фольклора из суеверных соображений боятся передавать через поколения свои сказки, песни, легенды. Команда копалась в нотных грамотах библиотек, по крупицам собирая звуки, речь, языковую мелодику.

Знакомство с Раисой Степановной из небольшого села Пелым стало ключевым моментом этой экспедиции. Старая женщина, два года назад похоронившая мужа, всю жизнь прожила в коми-пермяцком регионе в тяжелых условиях. Но она смогла сама построить школу и стала учить детей. Образ Раисы Степановны, смелого, мужественного, сильного человека, стал символом всего коми-пермяцкого народа.

О спектаклях «К реке» и «Улетают птицы»

«К реке» — музыкальный перформанс. В его основе — реальная переписка двух молодых людей в конце 1950-х. Он служил на Кубе, она работала учителем в родном селе. Переведенные на русский письма читаются под аккомпанемент коми-пермяцких песен.

Зрители во время спектакля «Улетают птицы»
Фото: Валентин Каменских
Зрители во время спектакля «Улетают птицы»

«Улетают птицы» — опера, написанная по воспоминаниям Раисы Степановны. Постановка очень специфическая: единственная солистка Дарья Калинина поет под оркестровку аудиоплееров. В самом конце становится понятно, что героиня и есть та самая девушка, которая писала любовные письма в первом спектакле. О том, как сложилась ее судьба, зритель узнает, гуляя по Ботаническому саду в окружении экзотических растений (в Москве на «Золотой Маске» — в заповеднике «Царицыно»).

«Немхат» и «Золотая Маска»

Коллектив уже дважды номинировали на «Эксперимент». В прошлом году на «Маске» показывали спектакль «Пермское море», действие которого происходит в бассейне. «Участие в фестивале дает нам очень много, — говорит Александр Шумилин. — О нас узнает широкая аудитория. А в этом году нам особенно важно, чтобы как можно больше людей познакомились с коми-пермяцкой культурой, находящейся на грани исчезновения. И конечно, с Раисой Степановной».

На лето 2023 года запланирован еще один масштабный «Немхат-фест», который будет посвящен 300-летию Перми. К созданию новых проектов руководство хочет привлечь уже отмеченных «Золотой Маской» режиссеров, художников, перформеров, в том числе Кирилла Люкевича, получившего премию за спектакль «Человек в маске» (2021).

Фестиваль «Гравитация» (Новосибирск)

Сцена из спектакля  «Место, которого не было»
Фото: Светлана Аввакум
Сцена из спектакля «Место, которого не было»

О фестивале

Международный театральный фестиваль актуального искусства проводится на базе театра «Старый дом» с 2019 года. Программа очень разнообразная, а направление меняется год от года. В 2023 году фестиваль обновил название: раньше он назывался «Хаос», теперь — «Гравитация». Государственные и независимые театры, эксперименты, современные драматурги, лаборатории, читки, обсуждения, встречи со зрителями, художественные резиденции — все это «Гравитация».

О «Гравитации-2023»

«В этом году мы делаем фестиваль, в котором наряду с большой драматической программой будут спектакли пластического театра, театра движения. В Новосибирске хочется развивать это поле», — рассказывает арт-директор фестиваля «Гравитация» Оксана Ефременко. Идея возникла неслучайно. Здесь десять лет назад был известный пластический театр «Вампитер», а сейчас в Новосибирске работают два талантливых хореографа: Андрей Короленко и Анна Хирина. Чтобы у новосибирской аудитории появилось больше впечатлений и знаний об этом виде театра, нужен разносторонний разговор о танце в целом. Поэтому на фестивале будет образовательная программа, большой просветительский модуль, различные лаборатории и другие формы открытого диалога о contemporary dance.

Об опыте собственного производства спектаклей

«Гравитация» устраивает резиденции для людей самого разного возраста, профессиональных и непрофессиональных артистов. Объявляет open-call, проводит анкетирование, по итогам которого выбирает участников. «Конечно, нам очень хочется делать собственный фестивальный продакшн, хотя это очень затратно. Мы надеемся, что у нас это получится и что-то из поставленного в будущем приедет на “Маску”», — говорит Оксана Ефременко.

«Гравитация» и «Золотая Маска»

«С “Золотой Маской” у нас сложилось очень плодотворное сотрудничество», — рассказывает Оксана Ефременко. На прошлом фестивале в 2021 году, благодаря участию и поддержке «Маски», показали много разных спектаклей. Не тех, которые обычно приезжают в Новосибирск и входят в «палитру» гастролей: театры из Воронежа, Казани и других городов России, а не только Москвы и Санкт-Петербурга.

Сцена из спектакля «Адам и Ева»
Фото: Ирина Туминене
Сцена из спектакля «Адам и Ева»

Программа фестиваля на 2023 год будет объявлена в апреле. Но уже известно, что на нем планируется показать несколько «масочных» спектаклей этого года: «Адам и Ева» питерского проекта VASILEVADANCECO, «Последнее чаепитие» и «Место, которого не было» — проект хореографа Ксении Михеевой.