Нож в печень, никто не вечен. О «Ностальгии», номинанте на премию «Оскар» от Италии
3 ноября в прокат вышла картина Марио Мартоне «Ностальгия» — кандидат от Италии на премию «Оскар» в 2023 году. Мартоне противен сентиментализм, он вместе с другими режиссерами рассказывает большую историю физического и духовного распада страны. О том, есть ли надежда в пучинах отчаяния, — в материале «Сноба»
Одним абзацем
Родившийся в Неаполе Марио Мартоне из фильма в фильм запечатлевает стадии разложения любимого города. В «Ностальгии» Феличе возвращается на родину после десятилетий жизни в Египте, его голова наполнена романтическими воспоминаниями о лихой молодости, реальность же оказывается жестока. В глазах Мартоне итальянское общество крайне сурово, оно не терпит чужаков, а у бедняков есть только три жизненных перспективы: служение церкви, работа в криминале или медленная смерть. Выхода из сложной социальной ситуации режиссер не предлагает, его цель другая — предупредить и указать на важную проблему.
Подробно
В Италии было множество великих режиссеров, самым влиятельным для национального кинематографа стал маэстро Федерико Феллини («8 ½»). Он прошел путь от неореалистического кино, смотрящего на разрушенный мир конца 1940-х годов через объектив ручной камеры, к фантазийно-сновидческому. Считается, что именно Феллини увидел и запечатлел образ страны в простодушных и мистических историях дурачков, звезд телевидения и лунатиков, бродящих по улицам Рима, Римини и других городов Италии.
Великие художники отбрасывают большую тень влияния, подавляющую и вдохновляющую других авторов. Одной из счастливых жертв стал Паоло Соррентино («Молодой папа»), иногда он настолько стремится копировать приемы Феллини, что забывает о своем уникальном стиле. Соррентино признан фестивальными отборщиками, критиками и даже стриминговыми платформами (он снял автобиографичную картину «Рука бога» для Netflix), но другие итальянские режиссеры известны намного меньше. Марио Мартоне — состоявшийся постановщик театра и кино, его фильмы часто попадают в основные конкурсы Каннского и Венецианского кинофестивалей, но пишут о нем совсем мало по сравнению с тем же Соррентино, будто нет у него своих тем. Это, конечно же, не так.
Марио Мартоне последовательно вглядывается в улочки родного Неаполя, куда спустя сорок лет из Каира возвращается главный герой «Ностальгии» Феличе (Пьерфранческо Фавино). Он говорит, что эти города очень похожи: состоят из сети узких переулков, в бедных ресторанах пьют чаи старики, а по ночам слышны выстрелы пистолетов и рев мотоциклов. В Неаполь Феличе тянет не только желание позаботиться о пожилой матери Терезе (Аврора Кваттрокки), он хочет встретиться с другом детства, ныне криминальным боссом Аресте (Томмазо Раньо). Десятилетия назад они вместе совершили преступление, и с тех пор так и не обсудили последствия своих действий.
Хотя большая часть фильма Мартоне посвящена воспоминаниям Феличе и его попыткам увидеться с Арестом, режиссер не занимается сладостной романтизацией прошлого, а разбирает социальную жизнь современного Неаполя. Фактически городом управляют две условные «группировки»: наркоторговцы, предлагающие людям легкие деньги за «простую» работу, и представители церкви, борющиеся за будущее детей из неблагополучных семей. Меж двух огней оказывается растерянный Феличе, медленно осознающий, что ни к одному из миров он не принадлежит. В репрезентации мафии с ее угрозами автор не придумывает ничего нового, зато интересно видит католическую церковь: глава одного из приходов Луиджи по прозвищу «Дон» (Франческо Ди Лева) сам ходит по домам прихожан, убеждает их отпускать детей к нему на занятия по музыке и боксу. Со стороны падре выглядит добряком, но на деле он прежде всего хочет оказывать влияние на людей.
У Марио Мартоне нет интенции кого-либо осуждать и критиковать, ему важнее подметить, насколько в плачевном положении находится общество. Тихо и спокойно режиссер показывает разлагающийся Неаполь. Даже морской бриз не способен развеять затхлость, бедность и разруху. Эстетически Мартоне близок к лагерю современных итальянцев-реалистов, остро чувствующих стагнацию и разрушение их жизни. Подобное настроение передает «Догмэн» (2018) Маттео Гарроне, «Пираньи Неаполя» (2019), «Тайна сестер Макалузо» (2020) Эммы Данте и другие фильмы, пропитанные апатией и отчаянием. Вот только герой «Ностальгии» Феличе наивно верит в лучшее и не понимает, что ждет его, позабывшего родной язык, в городе печали. Неаполь всячески отторгает приехавшего «домой» чужака, угрожает ему, но вдохновленный глупец решает остаться. Реальность жестока, об этом хорошо знал Федерико Феллини, но жалел своих героев. Марио Мартоне же строг, он знает законы улиц, где за тобой всегда кто-то следит и готов ударить в спину ножом.