
«Площадь Мира» в Красноярске: как искать идентичность современного искусства в Сибири
Музейный центр «Площадь Мира» — крупнейшая институция в Сибири — существует уже несколько десятилетий. Как, на ваш взгляд, за эти годы изменилось его смысловое наполнение?

Сергей Ковалевский: Начнём с того, что это 13-й музей Ленина, открытый в Красноярске в 1987 году — практически в самом конце советского периода. В таком качестве он просуществовал четыре года и с 1991 года начал искать свою новую идентичность. Первый период понятен — это был с иголочки отстроенный музей с великолепной модернистской архитектурой, выполняющий роль мощного идеологического механизма. Когда советская эпоха закончилась, примерно 10 лет музей искал своё новое лицо в этих бурных переменах, касающихся страны и культуры. Он пробовал быть открытой площадкой для самых разных нарождающихся культурных инициатив, при этом одной из важнейших линий было современное искусство. Точкой отсчёта стал фестиваль общероссийского масштаба «Новые территории искусства» 1993 года. Молодые кураторы привезли в Красноярск объёмный срез лучшего российского современного искусства того времени — от Ильи Кабакова до московской арт-группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”». В этом же году в музей пришёл и я.
А дальше я наблюдал революцию, которая происходила в культуре параллельно со всеми другими сферами в нашей стране — она не сразу, но постепенно захватывала и пространство музея. В 1993 году в Красноярске был создан один из первых в России паблик-арт-проектов — знаменитый «Сфинкс» молодых московских архитекторов «А-Б». С 1995 года здесь организуется Красноярская музейная биеннале, благодаря которой центр «Площадь Мира» в своё время стал законодателем мод и инноваций в музейной сфере. Здесь также проходило много выставок зарубежного искусства благодаря поддержке международных фондов. К 2007 году, напитавшись разнообразными практиками в искусстве, музей встал на серьёзные рельсы осмысленного поиска собственного лица, и с того времени идёт непрерывное уточнение.
Не будет преувеличением сказать, что сейчас мы — важнейшая культурная площадка Сибири. Наследие, которое мы получили от советского периода, — огромно: это 5 000 квадратных метров экспозиционной площади, из которых только треть занимает постоянная экспозиция. Любопытный и загадочный музей советской цивилизации. Мы не только сохранили это наследие, но и провели его внутреннюю конверсию. Таким образом, мы осознали вторую линию нашей судьбы или нашего кредо, если угодно, — модернистская утопия, прежде всего художественного авангарда, заветы которого мы продолжаем развивать в настоящем. Встретившись с исторической фактурой «музея революции», мы обрели уникальное свойство быть одновременно музеем советской и постсоветской модерности и русской современности. В нашем распоряжении — 700 метров сохранившейся советской экспозиции, вычурной и интересной по-своему, а также пространство модернистской архитектуры, уникальное, лабиринтное, многослойное.
Сегодня мы продолжаем существовать как парадоксальный «музей идей», а не вещей — не секрет, что в 13-м музее Ленина в Красноярске не было ни одной подлинной вещи: это были изначально пять этажей солидного пространства, заполненные репликами, вариациями, откопированными документами и какой угодно виртуальной воображаемостью. Вещи, которые тем не менее в музей попадают в настоящее время — как художественные, так и исторические, — всё время сверяются с концептами музея. А концепты — это вера в изменение мира, которой насыщена художественная и историческая фактура русского XX века. Нам удалось создать работающий гибрид «прошлого про будущее» и современного настоящего.
Как историческое наследие музейного центра «Площадь Мира» влияет на восприятие современного искусства — помогает ли оно раскрыть его глубже или, наоборот, отвлекает и создаёт искажающие интерпретации?

Отвечу радикально и концептуально — только давайте не пугаться — «Площадь Мира» — это не музей современного искусства. Есть вещи — шире искусства, о которых сегодня не очень принято говорить. А в 20-е годы прошлого века, например, было очень принято — это идеи жизнестроительного искусства. Искусство, которое переходит в практику, которое меняет мир — это то, что стояло на повестке у всего авангарда (вспомним здесь, например, Казимира Малевича или Александра Родченко). Вот эту смысловую линию, соединённую с современным искусством, мы на своём опыте и в этом пространстве переживаем. Это и есть живая почва для самоопределения музея — мы не боимся, что здесь создаётся более широкая практика, чем просто в чистом виде художественная, лабораторная деятельность в поле современного искусства. В этом и раскрывается модернистская стратегия, идущая от авангарда: искусство — больше, чем искусство — в таком понимании, которое было у Казимира Малевича, Эля Лисицкого, Велимира Хлебникова и даже Павла Филонова. Но должен оговориться, что, конечно, главная фактура, с которой мы работаем, — это художественный материал, потому что в нём больше шансов найти этот нерв.

Ольга Темникова: Если говорить про музейный контекст, не каждый музей готов рассказывать историю методами современного искусства — это именно то, что мы делаем. Мы работаем с идеями, с историей, с видением настоящего и будущего — методами современного искусства. Мы используем его как способ осмысления, генерации новых смыслов, взаимодействия с миром, и современные художники для нас — чувственные проводники в этом процессе.
Это инструмент, который развивался и формировался здесь органично: в ситуации, когда у нас есть огромные площади, но нет предметов, и мы из пустоты вынуждены что-то создавать, искусство и стало для нас способом насыщения, осмысления пространства и формирования своей реальности. Мы и само здание — объект модернистской архитектуры — воспринимаем как живой организм, который своей авангардистской логикой всё время пытается запутать наше сознание.