«По итогу это будет музейный экспонат». Скульптор Иван Савенков — о работе над копиями львов Медичи
Иван, насколько я знаю, скульптура для вас — потомственная, семейная история и вопрос выбора профессии перед вами не стоял?
Верно. Мой отец и старший брат — скульпторы. Помню, в деревне, под Псковом, брат вырезал скульптуру из мрамора, а я, маленький, рядом бегал. Видел, как они с отцом вместе думают над работой, обсуждают, решают.
Когда мне было семь лет, папа спросил: «Хочешь быть как я?» — и я согласился. Так кончилось мое детство. Меня начали готовить к поступлению в художественный лицей — я перевелся туда после третьего класса из обычной общеобразовательной школы. Но по-настоящему осознал, что люблю скульптуру, я только на третьем курсе института. Мне попался очень хороший педагог по рисунку — а их у меня было 11 — он помог структурировать мои знания и навыки. А когда я подтянул рисунок, скульптура начала даваться мне все лучше и лучше — по конструкции, по плотности, по форме.
Какой стиль вы предпочитаете? С каким материалом нравится работать больше всего?
Любимый материал — гипс. Мне нравится вышкуривать и уплотнять форму. Леплю сначала из мягкого материала, потом перевожу фигуру в гипс и годами довожу ее до идеала.
Работаю я в основном в реализме, а для себя выбираю более утрированные формы. Предпочитаю формальный подход, как и мой отец, который «вяжет» из проволоки сложные, крепкие, сюрреалистические формы с глубоким смыслом.
А что, кроме денег, дают скульптору коммерческие заказы?
Я активно занимаюсь коммерческим вырезанием скульптур из песка и в меньшей степени изо льда. Это дает мне возможность путешествовать и знакомиться со скульпторами со всего мира. Я делюсь с ними опытом академической школы, а они помогают находить более упрощенные и композиционно интересные для зрителя пластические мотивы. Я много работал и научился быстро копировать, переводить изображение в 3D-формат. Этот навык очень помогает мне в лепке реалистичных скульптур, в том числе людей.
Чем вас заинтересовали львы Медичи? Почему согласились на этот проект?
Я всю жизнь мечтал слепить льва! А тут целых два, классических: один — античный, второй — эпохи Ренессанса. Для меня, как для скульптора, это подарок небес. Я буквально летал во время работы над ними. Очень люблю итальянское искусство и рад возможности приложить к нему руку, изучить досконально каждый нюанс. Сейчас я могу рисовать этих львов с закрытыми глазами.
Расскажите об этапах работы над скульптурой. Вы работали один?
Мне помогала жена. Она тоже скульптор, но, если я чаще леплю людей, то она — животных. Мы работали над львами 35 дней без перерыва, с утра и до вечера. Прежде чем приступить непосредственно к лепке, искали всевозможные фотографии львов Медичи в интернете, просили друзей сфотографировать их для нас с разных ракурсов. Потом я вылепил десятисантиметровый эскиз из пластилина, чтобы рассчитать вес и размер камня, который потребуется в дальнейшем. Затем приступил к изготовлению металлического каркаса — на это ушло полторы недели. Поверхность каркаса моделировал пеной, затем покрыл глиной толщиной 5–10 см и начал лепить. Была проделана большая работа.
По размеру наши скульптуры немного меньше оригинальных. Копировать античного льва сложнее: там более нежная и тонкая работа по поверхности. Да и на оригинальной скульптуре были повреждения, поэтому какие-то моменты приходилось додумывать.
Следующим этапом работ со скульптур снимали форму и переводили их в твердый материал, в нашем случае — гипс. Занимался этим мой друг, форматор Виктор Черняк. Формовка — достаточно кропотливый процесс: первый слой гипса нужно наносить очень аккуратно, чтобы не повредить мягкий материал скульптуры и избежать воздушных пузырей. После высыхания «скорлупки» снимают и заливают в них гипсовый раствор, затем форму расколачивают. В итоге мы получили двух гипсовых львов.
А потом фигура вырезается из камня?
Верно, сейчас над этим в нашей мастерской в Зарайске работает каменотес Влад Коновалов. Каждый из наших гипсовых львов состоит из трех частей — передней, задней и основания. Один лев весит около 300 килограмм, второй — чуть полегче. Первого разборного льва мы перевезли в Зарайск в конце мая. Скульптуры будут мраморными, из уральского сорта Коелга, внешне он напоминает итальянский сорт Каррара.
Каменотес — сложная и очень древняя профессия. Владу под 60 лет, он большой профессионал, работает руками, а не фрезой. Один лев вырезается четыре месяца. По итогу это будет музейный экспонат.
Влад от заказа в таком же восторге, как и я. Потому что всю жизнь вырезал что угодно, но только не львов. В советское время эти животные были не так популярны, как, скажем, в дореволюционной России. Да и изображали их более утрированно и упрощенно. А в этом заказе столько античной красоты, которая не каждому понятна и нужна. У клубного дома будет тайный сад, похожий на итальянское патио — а я обожаю Италию. Львы станут изюминкой всего проекта.