Ирина Апексимова
Ирина Апексимова Фото: Дмитрий Смирнов

В основе постановки — три повести Федора Абрамова: «Пелагея», «Алька» и «Деревянные кони». Каждая из этих историй — о судьбах деревенских женщин разных поколений.Старшая героиня — Василиса Милентьевна, женщина, олицетворяющая смирение и стойкость. Она принимает жизнь такой, какой она есть, не сопротивляясь испытаниям, которые выпадают на ее долю. Среднее поколение представлено Пелагеей — яркой, сильной, своенравной женщиной, чья энергия противостоит обстоятельствам. А вот Алька, самая молодая, мечтает вырваться из оков традиций и бытового уклада. Для нее деревня — не дом, а клетка. Она мечтает о свободе и становится символом разрыва поколений. В ее лице Абрамов запечатлел уходящий мир русской деревни, конец истории целой эпохи.

Через этих трех женщин режиссер показывает не только личные судьбы, но и сложный процесс взаимодействия человека с течением времени и его собственной судьбой. Это история про выбор: смириться, бороться или сбежать.

«Этот спектакль — не только про исчезнувшую деревню, но и про жизнь вообще», — говорит режиссер Светлана Землякова. — «Наша история о судьбах, о том, как человек ищет свой путь через сложные повороты времени. Мы задаем вопрос, который волновал всех во все времена: “Как эту жизнь пройти?”».

Этот разговор о времени и судьбе для Театра на Таганке — не новый. Еще полвека назад Юрий Любимов поставил первых «Деревянных коней» на этой сцене, сделав их одной из важнейших постановок эпохи. Для Земляковой работа над новой версией пьесы — это одновременно диалог с Абрамовым и взгляд в прошлое самого театра. Она отдает дань уважения Любимову, переосмысливает его наследие и соединяет времена: прошлое, настоящее и то, что еще только предстоит.

Деревня, люди, их судьбы — все это становится частью большой истории страны. Но «Деревянные кони» — не просто ретроспектива, это и напоминание о том, что прошлое всегда остается с нами, живет в наших мыслях и поступках, заставляет задавать вопросы, на которые каждый ищет свои ответы.

Подготовил Алексей Черников