ЦБ снова сохранил ключевую ставку на уровне 21%
Комик Конан О’Брайен получит премию имени Марка Твена
Суд удовлетворил удовлетворили ходатайство Ефремова об условно-досрочном освобождении
Юру Борисова номинировали на звание лучшего актера года на кинопремии «Ника»
Культура

Ринат Ташимов: «Если у кого-то из режиссеров не получится, мы его ругать не будем»

Проект «[1,5]» в Театре им. Ермоловой — шанс для молодых режиссеров. Заполнив заявку и предложив интересную идею, они получают возможность оказаться на большой московской сцене. Обычно начинающим постановщикам приходится долго оттачивать мастерство, кочуя по региональным театрам, и лишь единицы, обзаведясь первыми сединами, получают право работать на главных сценах Москвы
Сцена из спектакля «Человек среднестатистический»
Сцена из спектакля «Человек среднестатистический» Фото здесь и далее: пресс-служба

Вот уже третий сезон в Театре им. Ермоловой сбываются дерзкие мечты начинающих режиссеров. Проект не ограничивает их в выборе литературного материала, не задает жанровых рамок, а предоставляет свободу творчества и даже признает право молодых на ошибку. За прошедшие годы в проекте [1,5] выходили спектакли по античной драматургии и современной подростковой прозе, а последняя работа и вовсе разрушает все стереотипы о литературе в театре. Дмитрий Мульков, подтверждая старую шутку о том, что хороший режиссер поставит даже телефонную книгу, выпустил спектакль «Человек среднестатистический» по пьесе Артема Казюханова, основанной на сухих статистических данных.

«Человек среднестатистический» — один день из жизни обычной российской семьи: жены, мужа, их сына и кота. Живут они в двухкомнатной панельке, купленной в ипотеку. Работают, как и большинство россиян, 5/2. Медленное течение до предела усредненной жизни в спектакле идет под комментарии, основанные на огромном количестве статистических источников и озвученные конферансье в исполнении актера Данилы Казакова. Зрителям предоставляется возможность примерить на себя средние показатели, сравнить себя с миллионами сограждан по части предпочтений в завтраке и сексе.

О том, как превратить цифры отчетов ВЦИОМ и Росстата в эстетический опыт, о трудностях молодых художников и счастливых встречах мы поговорили с куратором проекта [1,5] Ринатом Ташимовым и режиссером Дмитрием Мульковым.

Ты актер, режиссер, драматург, теперь еще и куратор. Как получилось, что ты пришел в Театр Ермоловой как приглашенный артист, а стал куратором проекта [1,5]?

Ринат Ташимов: Я начал играть как приглашенный артист в спектакле «Судзуки». В нем мы работали вместе с Сергеем Окуневым, с которым я был знаком еще по Екатеринбургу (Ташимов работал артистом «Коляда-театра» и главным режиссером Центра современной драматургии — Прим. ред.). Он занимался в Театре Ермоловой спецпроектами. Однажды он позвонил и сказал, что Олег Меньшиков (художественный руководитель Театра Ермоловой — Прим. ред.) зовет меня на встречу. Олег Евгеньевич тогда предложил что-то делать вместе. Сначала я написал пьесу «Свободное падение» и сам поставил ее на малой сцене, она идет в репертуаре под названием «Форрест». Потом мы стали придумывать проекты для зрителей — так возникла идея проекта [1,5]. Вообще, это все счастливая случайность. Мы просто встретились и почувствовали синергию.

В чем идея проекта [1,5]?

Хотелось сделать что-то такое, чего в московских театрах еще не было. Мы решили дать режиссерам возможность поработать на большой сцене и выпустить не просто эскиз в сжатые сроки, как это обычно бывает на лабораториях, а полноценный спектакль. Лаборатории — точка входа в профессию. Но бывает, что режиссер ездит, ездит, а постановок так и нет. Человек просто выгорает. Мне казалось, это несправедливо по отношению к молодым художникам. Их хвалить надо, поддерживать. Постановка на большой сцене — такая похвала.

У тебя самого за плечами большой творческий путь: Омск, Екатеринбург, Москва. Получается, что концепция проекта [1,5] продиктована твоим личным опытом?

Идеолог проекта — Олег Меньшиков. Когда он озвучил, что хочет дать молодым режиссерам шанс экспериментировать на большой сцене, я сначала думал, что он шутит. А потом понял, что он серьезно — это так круто! Да, мы хотим классных результатов, но мы на них не настаиваем. Если у кого-то из режиссеров не получится, мы его ругать не будем. Мы верим в творцов, нам важно, что мы познакомились, смогли поработать вместе. Мы стараемся создать для них такие условия, в которых им будет легче раскрыться.

Отчасти концепция продиктована моим опытом. Если бы у меня лет десять назад была такая возможность — это был бы мощнейший толчок для профессионального роста. Я ставил на сценах побольше и сценах поменьше в Екатеринбурге, но вот опыта работы прямо с большой сценой в начале пути у меня не было. А он необходим!

Проект [1,5] идет третий сезон. Как ты сейчас определяешь его концепцию?

Нет ни темы, ни жанра, которые объединяли бы спектакли проекта [1,5]. Мне важно, что артисты могут попробовать себя в очень разном ролевом материале. Сложно представить, что такие спектакли — кринж-драмы или документальные пьесы — возникли бы на нашей сцене без проекта. А тут у актеров появилась возможность расширить свой профессиональный опыт. Если о внешних задачах говорить, то, конечно, интересно привлечь в театр новую аудиторию.

А как ты отбираешь заявки? На что обращаешь внимание?

Конечно, я смотрю резюме. Всегда подкупает, если человек учился в известной мастерской, выпускники которой уже зарекомендовали себя. Это не определяющий фактор, а просто бонус. Режиссеры прикладывают к заявке видеозаписи своих спектаклей — тоже смотрю. Это как на сайте знакомств: смотришь на человека и понимаешь, что с ним бы сходил на свидание. И тут так же: смотришь спектакль и понимаешь, что вот с этим режиссером было бы интересно вместе поработать.

В этом сезоне в [1,5] уже вышел спектакль Дмитрия Мулькова «Человек среднестатистический», поставленный по статистике. Это первый такой опыт внутри проекта. Остальные режиссеры работали с привычным литературным материалом. Тебе хотелось рискнуть? Расширить жанровые границы проекта? И можно ли назвать этот опыт удачным?

Не рискнуть, но расширить палитру — да. За прошедшие сезоны у нас были древнегреческие пьесы, режиссерские инсценировки по современной прозе, а вот документального текста еще не было. Документ — это интересно. Как говорил Михаил Угаров, взять классический текст — удобно. Это как прийти к маме борща поесть, на все готовенькое. Документ — взрослая самостоятельная жизнь. Спектакль Мулькова можно назвать удачным. Художественный руководитель сразу сказал, что мы оставим работу в репертуаре.

Митя, а как пришла идея поработать со статистикой?

Дмитрий Мульков: Я прочитал статью про ситуацию с демографией в России, залез в цифры и подумал, что есть драма в этих показателях. И предложил драматургу Артему Казюханову вместе осмыслить проблему с демографией. Дальше мы стали смотреть вообще российскую статистику: данные ВЦИОМ и Росстата. Там столько показателей, столько интересного уже посчитано — поле непаханое! Постепенно появилась идея воссоздать портрет в цифрах среднестатистического россиянина. Потом мы составили список из примерно 70 вопросов о жизни вообще: о счастье, сексе, работе. И стали искать на них ответы в статистике. Мы поработали где-то с 50–70 источниками.

Сцена из спектакля «Человек среднестатистический»
Сцена из спектакля «Человек среднестатистический»

А как на спектакль откликнулись зрители?

Это абсолютно новая публика. Очень много приходит людей из академической сферы. На первом показе были преподаватели, кандидаты и доктора наук.

Митя, а ты как думаешь, кто аудитория твоего спектакля?

Мне кажется, что у нас универсальный спектакль, который подойдет всем — обычным россиянам. Практика обсуждений показала, что к нам приходит много студентов, которые занимаются анализом, ученых, которые работают со статистикой. Их повседневный опыт работы с цифрами внезапно становится эстетическим переживанием. Но тут каждый может найти для себя что-то. Подростки могут посмотреть и понять, как сделать жизненный выбор. А состоявшийся уже человек с налаженным бытом может соотнести себя со статистикой, подумать: «А я живу так же, как все, или выбираю свой путь? Если выбираю, то почему именно так? Насколько я зависим от общества, от среды, в которой нахожусь, или все-таки я сам по себе?» Это важно для всех. Так что, на мой взгляд, наш спектакль разве что детям не подходит. А всем, кто старше шестнадцати, и не только москвичам, — рекомендую.

Что еще ждет зрителей в этом сезоне проекта [1,5]?

Сейчас к репетициям готовится Василий Буткевич. Он будет ставить собственную пьесу «Королева ипподрома» — интервью с немецким кинорежиссером и фотографом Лени Рифеншталь.

Как дальше будет развиваться проект? Какие планы на будущее?

Планы на следующий сезон пока тайна. Но я могу сказать, что он будет особенным. Театр Ермоловой готовится к юбилейному, сотому сезону. Открою секрет, что на постановку приглашен Дмитрий Мульков. Так что зрителей ждут новые спектакли молодых режиссеров.

Беседовала Александрина Шаклеева

0
0

Читайте также

100 лет «Голове профессора Доуэля». Хорошо ли вы знаете роман Александра Беляева? Тест

«У меня были три толстые струны — и я квинтами играл». Найк Борзов о своих альбомах

Квиз, перформанс и мировая премьера: самые необычные события «Ночи театров»

Антон Козлов — как локальность российского арт-рынка влияет на выбор коллекционеров

Премьера балета «Сказки сна»

Премьера одноактных балетов «Йорт» и «Икона»