XX век стал временем экспериментирования со звуком. Один за другим появляются новые жанры, композиторы ищут новые способы звучания, артисты и перформеры начинают использовать в качестве инструментов банки, жестяные трубы и листы бумаги.  По всему миру люди слушают радиопостановки: голос диктора сопровождается шумовыми машинами, музыкальными композициями. Благодаря новым способам звукозаписи музыка выходит за пределы оперных театров, а позже гостиных, проникает во все пространства жизни и начинает заимствовать из них новые звучания. Звук становится главным действующим лицом.

Конечно, это всё не могло не сказаться на драматическом театре XXI века.

В 2003 году режиссёр Владимир Панков поставил в Центре драматургии и пьесы спектакль «Красной ниткой» и ввёл в словарь театроведов термин «саунд-драма» (сам Панков пишет его неразрывно, с одной буквой «д», тем самым не только отсылая к названию своей студии, но и подчёркивая связь между звуком и драмой и их равнозначность). Изначально это кажется попыткой отделиться от представлений, связанных с музыкальным театром, и подать привычное соединение звука и драматической составляющей как нечто новое. После, когда саунд-драма оформляется в метод, становится понятно: это не мюзикл, не оперетта, а что-то другое, что необходимо обособить от них. Если в опере, мюзикле и оперетте артисты следуют партитуре, то в саунд-драме они становятся соавторами драматурга и режиссёра. 

Режиссёр Екатерина Петрова-Вербич, чья постановка в жанре саунд-драмы «Чехов.Рассказы» была признана лучшим спектаклем на фестивалях «Будущее театральной России — 2025» и «Первый план», отмечает, что в других жанрах музыкального театра актёра ограничивает нотная партитура, из-за чего импровизировать становится непросто.

«В саунд-драме же партитура рождается в самом репетиционном процессе и зависит в том числе от  индивидуальности актёров. Да, режиссёр обозначает точки, к которым необходимо прийти, но то, как это будет сделано, зависит от артистов».

Метод саунд-драмы практически внеиерархичен. Актёры могут дополнять, раскрывать или даже менять звуковую партитуру. С помощью звучания инструментов, голоса, смеха, стука каблуков и шелеста бумаги они задают направление восприятия и интерпретации сцены. Звуковая и музыкальная составляющие спектакля придумываются совместно с режиссёром. 

«Саунд-драма — жанр соавторства: диалога с автором, актёром, музыкой, композитором, — рассказывает Екатерина Петрова-Вербич. — Это не диктатурный театр, где режиссёр говорит: встань вот здесь, играй только так. На мне, конечно, лежит больше ответственности, но все ходы мы ищем вместе. Если актёру кажется, что нужно сделать иначе, чем думаю я, мы пробуем оба варианта, а после у нас рождается что-то третье».

Хотя звуковая ткань саунд-драмы и создаётся актёрами совместно с режиссёром в ходе репетиционного процесса, на сцене представляется уже готовый материал. Впрочем, в процессе спектакля какие-то элементы музыкальной партитуры могут трансформироваться благодаря эмоциональному участию артистов.

Измерить соотношение звука и драматургии в саунд-драме сложно. Авторский текст первичен, но, отталкиваясь от него, артисты выбирают, с помощью чего выстроить нарратив — реплик, жестов или звука.

«Вопрос: что первое появилось — звук или слово? — говорит Екатерина. — Слово тоже ведь звук, звук — это не только музыка, не только нота. Звук — это смех, это падающая палочка, стук каблуков, от всего этого мы выстраиваем сцену».

В саунд-драме «Чехов.Рассказы» звуки и музыкальные композиции задают ритм спектакля, создаются разбивки, подводится — в чеховском духе — мораль, без укора и прямых выводов. Звуком обозначаются характеры героев, их отношения и переживания. На сцене — настоящий оркестр: актёры обмениваются инструментами — играют то на фортепиано, то на контрабасе, звучат флейта, аккордеон, тромбон, гусли. Актёры — и действующие лица, и древнегреческий хор: комментирующий, задающий направление мыслей и чувствования зрителей. Шесть историй с прологом и эпилогом ­— о любви, страстях, метаниях и быте — благодаря музыке и звукам обретают ещё большую силу. Звук создаёт многомерное пространство: с помощью него не только рассказываются истории героев, но и задаётся авторский взгляд — зрители одновременно и сопереживают героям, и смотрят на них сверху, как вспоминают события молодости по прошествии лет.

За полтора года существования спектакль был сыгран в ГИТИСе 23 раза, и каждый показ сопровождал аншлаг. Спустя две победы в номинации «Лучший спектакль» на фестивалях постановка Екатерины Петровой-Вербич, созданная совместно с выпускниками кафедры саунд-драмы ГИТИСа (мастерская Елены Шаниной) под руководством Владимира Панкова, стала одним из новых проектов МТС Live, первым в жанре саунд-драмы для компании. МТС Live содействует в продюсировании и организации спектаклей этого авангардного и перспективного направления. 

26 и 27 сентября МТС Live проведёт показы «Чехов.Рассказы» в Новом Манеже, на них зрители смогут познакомиться с жанром, который переизобрёл способы работы с актёрами в музыкальном театре.

Подготовила Ася Шибанова