Антон Мороков.  Диптих. Без названия
Фото: пресс-служба галереи JART
Антон Мороков. Диптих. Без названия

Выставка «Складки странствий» посвящена тем, кто в пути. Именно они, скитальцы бесприютные и пилигримы, обеспечивают жизнь и взаимообмен впечатлениями, зафиксированными письменно — в дневниках, депешах, посланиях, стихах — и визуально — в зарисовках, эскизах, дневниковых набросках, которые могут стать программами больших картин.

Тема странничества, конечно, обращает нас к романтизму, и в этой культуре захотелось вспомнить загадочного героя, призрачного Каспара Хаузера, человека-скитальца, родства не помнящего. Скорее всего, он был «выкидышем» Германской империи посленаполеоновского времени, не угодным тем самозванцам, что захватили трон. Он являлся законным наследником Баденской династии и за свое происхождение поплатился жизнью. Содержался в адских условиях в темнице или хижине, как «человек в железной маске». Потом, в 1828 году, будто случайно, был выпущен на волю. Немного пожил в мире людей. Проявлял уникальные способности в искусстве, литературе, науках. И в 20 с небольшим лет был убит неизвестным.

Мы решили посвятить выставку Каспару и из разных медиа, старинного и современного искусства сплести венок — одновременно и траурный, и триумфальный — всем беспокойным странникам и скитальцам.

На выставке представлены 20 художников разных эпох: от Ренессанса (Дюрер) до поколения нынешних зумеров. Наряду с признанными мэтрами современного искусства — Евгения Буравлева, Егор Плотников, Дмитрий Гутов, Егор Кошелев, Евгения Дудникова, Максим Корольков, Егор Федоричев, арт-группа «Россия», Рамин Нафиков — в экспозиции присутствуют работы тех, чье творчество располагается на пограничье разных медиа: изо, театр, перформанс. Эти художники, сценографы, мастера тоже подобны странникам, постоянно движущимся по континентам искусств: Татьяна Стрельбицкая, Татьяна Глебова, Филипп Шейн, Влад Долженков. В диалог с мэтрами вступает и молодежь: Илья Минин, Антон Мороков, Анна Лапшинова, Леша Кьюджей, Даниил Васильев. А классик концептуализма 90-х Георгий Литичевский сделал для проекта философскую книжку-комикс о судьбе Каспара Хаузера.

В этом лейтмотиве поисков утраченной идентичности странника, мастера самых эксцентричных трагических стилей прошлого отлично рифмуются с мэтрами сегодняшнего дня. Например, офорт Рембрандта «Се человек» (Христос перед толпой) XVII века становится визуальной парой опусу Дмитрия Гутова — сделанной из металлической проволоки картине, на которой из прутьев воспроизведен рисунок Рембрандта с его быстрыми, экспрессивными штрихами. Возникающий эффект параллакса (деформация воспринимаемого в движении изображения) привносит в колючую работу Гутова всю мощь рембрандтовского трагизма и барочной неуспокоенности. Тень от металлической картины Гутова с прутьями-штрихами превращается в терновый венец.

Чего же ищут скитальцы в искусстве? Полнокровных переживаний жизни. Они жаждут пробовать ее на вкус во всем многообразии впечатлений. Одновременно мечтают о счастье, покое и гармонии. Эта диалектика делает цель странствий всегда ускользающей и побуждает героев быть постоянно в движении, перемещаться по Вселенной.