Экспозиция коллекции Антона Козлова
Экспозиция коллекции Антона Козлова Фото: Анна Екомасова

Сразу на трех этажах расположилась выставка коллекции Антона Козлова — одного из самых медийных собирателей современного российского искусства. Внимательному зрителю это имя давно знакомо — слова «из собрания Антона Козлова» за последние годы можно было увидеть под отдельными работами на выставках в крупнейших музеях страны. Он ведет телеграм-канал и YouTube-канал — на последнем выкладывает небольшие (минут на 10–20), но насыщенные информацией ролики с ведущими экспертами и самими художниками о конкретных вещах из своей коллекции. Тем удивительнее, что сама идея создания коллекции пришла к нему не так давно — после практически случайной покупки работы Ирины Кориной на Cosmoscow в 2018 году.

Антон Козлов и правда — коллекционер новой формации (не случайно он стал одним из сооснователей фонда «Новые коллекционеры»). Окружив себя специалистами, он выстроил четкую структуру наполнения своего собрания: выбрал отправную точку (1957 год — знаменитый Всемирный фестиваль молодежи и студентов) и основную концепцию (показать историю современного российского искусства от момента его зарождения до современности). Стал покупать — как классиков (Илью Кабакова, Эрика Булатова, Юрия Злотникова, Михаила Рогинского и др.), так и своих современников (Ирину Корину, Романа Сакина, «МишМаш» и др.). Начал давать отдельные работы на внешние выставки. Поделил свою коллекцию на свободные «маршруты», позволяющие уйти от условности и шаблонности. Вместо жесткого деления, например, на абстракционистов и концептуалистов, он предлагает проводить параллели между самыми разными отечественными художниками последних почти 70 лет. Развил активную образовательную деятельность, рассказывая не только об искусстве, но и делясь с широкой публикой своим опытом создания новой коллекции.

Осенью прошлого года в Ельцин-центре открылась выставка произведений искусства из его коллекции «Двадцать один длинный, один короткий», а в этом марте — «Расположение картин зависит от вкуса» в МАММ. Обе выставки объединяет подзаголовок «Современное искусство из коллекции Антона Козлова» — кажется, он готов выйти на новый уровень.

Контрапунктом к выставке коллекции Антона Козлова выступила выставка, посвященная памяти другого коллекционера — скончавшегося прошлой осенью Михаила Голосовского. В отличие от Козлова, Голосовский редко оказывался в центре общественного внимания, но его имя прекрасно знакомо всем любителям отечественной фотографии. В начале 1980-х годов, когда Голосовский начал собирать свою коллекцию, в стране не было ни фотогалерей, ни аукционных домов. Даже сама идея о материальной ценности фотографического отпечатка была далеко не очевидна: например, оказавшись в квартире фотографа Александра Гринберга вскоре после его смерти, Голосовский застал его соседку, собирающую мусор, оформленным в паспарту выставочным отпечатком.

Гринберг, как и другие русские пикториалисты (появившееся в конце XIX века направление художественной фотографии, ставившее своей задачей достижение максимальной живописности снимка), к тому моменту был совершенно забыт историей. В 1920-е годы они проиграли в популярности авангардной фотографии, а в 1930-е были разгромлены в рамках борьбы с формализмом в искусстве. Голосовскому повезло познакомиться с некоторыми из них уже значительно позже — в 1970-е годы в московском фотоклубе «Новатор», куда приходили пикториалисты Александр Гринберг, Сергей Иванов-Аллилуев и Василий Улитин. Как вспоминал он позже: «Пикториалист? Раскрашенная фотография? XIX век? Мало кто верил в будущее этого течения в фотоискусстве. Я — верил, но само будущее казалось настолько далеким, что об этом просто не хотелось и думать. Знал только одно — это надо сохранить, потому и занялся никчемным для того времени занятием — собиранием работ старых мастеров: от XIX века до 40-х годов XX».

А затем наступили 1990-е годы. В 1996 году выставку работ Александра Гринберга из коллекции Михаила Голосовского провели в парижской галерее Carré Noir, а один отпечаток в свое собрание приобрел Центр Помпиду (сложно переоценить влияние этой выставки на развитие отечественного рынка фотографии). В том же году открылся Московский Дом фотографии (будущий МАММ), вскоре выкупивший у Голосовского часть его коллекции, — а его собрание пикториалистической и раскрашенной фотографии стало основой для многолетних выставочных проектов в рамках музея.

И, наконец, притаившаяся на последнем этаже выставка Гриши Сельского «Pokemon Go Go Go» неожиданным образом завершает этот заочный диалог о коллекционерах и коллекционировании. В его видеоарте покемоны из безумно популярной в 2016 году Pokemon Go находят себя в своеобразном лимбе — на безлюдных пляжах, где единственную компанию им составляют чайки и морская пена. Девять лет назад люди забирались в запретные локации, дрались и попадали в ДТП в надежде первыми собрать всех покемонов, а сегодня они никому не нужны и забыты в призрачном, приграничном нам мире дополненной реальности. Как бы ни различались стратегии Антона Козлова и Михаила Голосовского, их истории — истории успеха. Они «собрали их всех», а их герои, художники, — получили свое признание, индульгенцию от забвения.

Автор Ольга Обыденская