Фото: пресс- служба фестиваля Context. Film

Короткометражные работы о танце и движении программы Context. Film объединены в два блока: «Кинотанец» и «Эксперимент». В кадре артисты говорят о хрупкости человеческого тела, сиюминутности искусства и глубоких связях с историей. О зависимости человека от окружающей среды и его возможности влиять на мир. О субъективном и личном восприятии движения, тела и жеста, сопряжении с музыкой, светом, ритмом и другими составляющими танца.

В основной программе «Кинотанец» представлены работы профессиональных режиссеров, хореографов и артистов из России, Италии, Германии, Франции, Грузии, Армении, Канады, США, Аргентины, Уругвая, Австралии, Индии и Ирана. В нее вошли переосмысленные и перенесенные на экран сценические постановки, киноработы и музыкальные видео, где танец является основой нарратива или главным действием.

«Судьба нашей планеты» (Our Planet Destiny)

Фильм китайского режиссера Чен Ли посвящен одному из самых важных вопросов нашего времени — будущему нашей планеты. Вместе с командой проекта автор исследует земную цивилизацию и ее взаимодействие с окружающей средой. Режиссер уверен, что человечество может сократить количество мусора и загрязнений, сплотиться, прекратить войны и жить в гармонии с миром.

«Прикосновение» (TOUCH)

Танцевальная короткометражка-антиутопия рассказывает о людях, которые очень долго жили без физических прикосновений, и теперь непосредственный контакт друг с другом вызывает у них удивление, агрессию и страх. В своей работе режиссер из Канады Бритни Кэнда переосмысляет почти два года пандемии и локдауна, повлиявших на восприятие живого общения и физического контакта с близкими и малознакомыми людьми.

«Парк» (Parque (Park))

Местом действия фильма аргентинских режиссеров Ивана Асникара и Айлен Кайфизо стал парк. Главные герои движутся в поисках выхода из символического пространства парка, танцуя. В процессе они попадают в фантастические и реальные ситуации, разные эпохи. Танец в парке оказывается визуальным лабиринтом, а среди костюмов и технических деталей легко найти отсылки к известным хореографам, например к постановке «Плач» (1935) Марты Грэм.

«Сталь-Городъ» (Steel City)

Фильм российского режиссера Евгения Гаврилова снят по мотивам утопии Алексея Гастева «Экспресс. Сибирская фантазия». Автор книги фантазировал, как могла бы выглядеть Сибирь будущего из окна поезда, а режиссеры воплотили его идеи в жизнь. В фильме показаны объекты Новосибирска, который превратился в высокотехнологичный и совершенный «Сталь-Городъ».

Программа «Эксперимент»

В фильмах программы «Эксперимент» речь не идет о танце в традиционном представлении, речь о движении вообще. В программу, помимо работ профессиональных фильммейкеров, вошли работы медиахудожников, исследователей в области социологии, антропологии и телесных практик. Так, в этом блоке Context. Film движение будет рассматриваться не только как язык искусства, но и как базовое проявление жизни, философское понятие, означающее непрерывный процесс развития и познания материального мира.

«Море заканчивается лугами» (The sea ends in grassland)

Еще одна работа из Китая рассказывает историю преодоления себя и неприятия реальности. Рефреном к работе режиссера Юннана Ли может стать его цитата: «Я видел себя в узких улочках старого города, бегущим, убегающим, спасающимся…» Путешествие по переулкам абстрактного азиатского города становится проекцией внутренней борьбы и поиска героев — двух молодых людей, оказавшихся в лабиринте пустынного мегаполиса.

«Боковой ветер»

Стилизованная под ретродокументальный фильм работа бельгийского режиссера Грегуара Вербеке обращает зрителя в глубокий внутренний мир переживаний. Фильм-медитация увлекает зрителя в мир воспоминаний — в сон, в котором две женщины оказываются среди пустынных пейзажей, а ветер уносит их чувства, оставляя только танец как основной способ взаимодействия и проявления эмоций.

«Выход»

Работа Дарьи Чердынцевой, созданная в Армении в 2022 году, с одной стороны, обыгрывает идею «света в конце тоннеля», показывая зрителю и герою путь по длинному коридору, выбраться из которого можно, только пройдя его до конца, а с другой — обращается к теме выбора. Чтобы найти себя в темноте, приходится выбирать между правильным и неправильным, бесконечно перерождаясь и создавая новую реальность.

«Ноль футов, ноль дюймов»

Фильм в технике Datamosh (эффект поврежденного цифрового видео) снят американским режиссером Тимоти Джей Ноэ. В нем используются исторические записи музыки для электроники и любых инструментов Variation V Джона Кейджа с хореографическими элементами от танцевальной компании Merce Cunningham Company. Кадры исполнения композиции Кейджа и танцевального перформанса смонтированы с архивными видеозаписями миссий НАСА «Аполлон», так как премьеры музыкальных и танцевальных работ и полетов первых «Аполлонов» происходили в одно время.

С помощью видео Ноэ хотел подчеркнуть экспериментальный подход Variation V и буквально поместить зрителя в цифровую среду, которая с каждым днем занимает все больше места в нашей жизни, а также влияет на восприятие танца и движения в целом, также попадающих под влияние новых технологий.

Подготовила Валентина Филипенко