Вышел 108-й номер журнала «Сноб»
Пассажирский самолет Azerbaijan Airlines разбился в Актау: главное
На Кубани ввели режим ЧС краевого масштаба после крушения танкеров
В Якутии экс-продавец техники украла смартфоны на 700 тысяч рублей
Культура

Тяжелый путь легкого жанра

12 декабря в «Театре на Цветном» от МТС Live состоялась премьера спектакля «12 клоунов в поисках счастья». «Сноб» поговорил с автором идеи, креативным продюсером Андреем Фоминым и режиссером Кириллом Вытоптовым о создании нового театра, социальных масках и жанровых стереотипах, «Семи пальцах» и «12 клоунах»
Андрей Фомин, продюсер спектакля, представляет «12 клоунов в поисках счастья» 
Андрей Фомин, продюсер спектакля, представляет «12 клоунов в поисках счастья»  Фото здесь и далее: пресс-служба

Говорят, есть только два типа людей: одни клоунов любят, а другие боятся. Для вас образ клоуна — это легендарный Карандаш или герой «Оно»?

Это две крайности. Своим спектаклем мы планируем показать, что все гораздо глубже и интереснее. Когда мы начали работать, то поняли, что есть восприятие клоуна как персонажа страшилок. Его нам предложил американский кинематограф, и после некоторых культовых фильмов возник, на мой взгляд, отвратительный стереотип. 

С другой стороны, клоун — это тот самый цирковой «коверный», который выходит на манеж, чтобы заполнить паузу, пока меняют декорации. И Карандаш, и Юрий Никулин  бесспорно великие, но далеки от сегодняшнего дня, примерно как Островский, а мы хотели опереться на актуальный российский опыт. Точка отсчета «12 клоунов» — Слава Полунин. Именно он придумал большую форму — полнометражный клоунский спектакль. Это не просто набор номеров: определены тема, место действия, есть история и взаимодействие героев.

Меня интересовало, почему к клоунам сформировалось такое разное отношение. Это непонимание, дополненное ощущением устаревшей фактуры, которая не отвечает нашим сегодняшним переживаниям. И мнение, что клоун равно аниматор для детей. На самом деле клоунада уже шагнула от традиционных форм к новым сюжетам и клоунам без грима. Это сложнейший жанр, который продолжает развиваться. Хочется дать зрителям возможность проявить интерес к тому, что клоунада может быть абсолютно сегодняшним явлением.

В СССР клоунами были Никулин, Енгибаров и Попов. Что же пошло не так, если после «Лицедеев» мы уже не можем вспомнить ни одного яркого клоуна?

 В основе жанра всегда стоит личность. Возможно, просто не появилось таких ярких фигур. А может, дело в том, что театр не обращался к этой форме, а в цирковых постановках клоунов воспринимали утилитарно — от них требовались лишь короткие репризы. При таком подходе развитие жанра невозможно!

Нельзя сказать, что был прямо провал. Жанр развивался, но не глобально, а как-то внутри себя.

Мы уже упомянули Полунина, как думаете в чем феномен его «Снежного шоу»?

Это очень глубокий спектакль. В него вшиты механизмы работы с подсознанием, хоть выглядит все легко и весело. Слава тонко чувствует человеческую природу, исследует ее, используя разные выразительные средства — теорию цвета, его архетипическое восприятие. Зритель вовлекается, соучаствует, додумывает сюжет, это не просто спектакль, а что-то на уровне ДНК.

На мой взгляд, успех «Снежного шоу» в соединении многих лет труда и выверенного подхода к постановке.   

«12 клоунов в поисках счастья» заявлен спектаклем в формате современной клоунады. Что это значит?

У нас «сегодняшние» персонажи — это прежде всего люди с человеческой сущностью, а не мимы с белыми лицами. Герой — человек, просто с максимальной яркостью и выкрученным градусом гротеска. Житель мегаполиса со схожими проблемами, говорящий на понятном языке. Мы создавали не набор номеров, не дивертисмент, а театральный аттракцион. В этом тоже есть дань современности и поиск новых форм жанра!

 В кастинге мы опирались на молодых артистов. Они несут актуальное ДНК и восприятие жизни. Стояла задача поместить героев не в мир грез и снов, а в контекст большого абстрактного города, где есть жители, метро, небоскребы. Это дает ощущение чего-то нового. Еще один принципиально важный момент: как шла работа с артистами. Традиционно клоун исходя из своей индивидуальности много лет ищет маску и работает в ней. Мы же предложили артистам роли. 

Вернее, даже роли на основе современных масок. Мы в стадии пересоздания жанра и пока ищем, что сработает, что нет: перерабатываем, пробуем, рискуем и возвращаемся к привычному. Это и страшно, и вызывает трепет.

Я не боюсь, что зритель не воспримет так, как задумывали, или что поначалу, возможно, не будет большого коммерческого успеха. На пути любого жанра нет легких путей, я намеренно предложил эту форму и знал все риски. Если в большом деле удалось выстоять, то все получится. 

Как вообще пришла идея поставить клоунский спектакль? 

Я окончил театральное училище Б. В. Щукина, снимался в кино, играл и играю в театре, занимался продюсированием знаковых событий. Идея создания театра — достаточно логичное развитие этой драматургии. Затем возникло помещение на Цветном бульваре, я предложил MTC Live сделать что-то вместе, и возник вопрос: а что именно? В тренде были мюзиклы, но мне казалось, что стоит придумать новую концепцию под место — открыть то, чего нет.

Москва восприимчива к новым форматам, нужно было его изобрести. Рядом находится цирк, и наша концепция абсолютно оправдана локацией. Другой вопрос — восприятие зрителей, в котором клоуны-аниматоры и вся эта эстетика ассоциируются исключительно с детским зрелищем. Мы обращаемся не к ним, а к молодому, активному поколению.

Немного пугающе звучит определение «клоунада 18+». 

Маркировка 18+ устанавливает границы, за которыми начинается настоящая работа. Мы с клоунами можем разбираться в разных темах, даже таких, как секс между мужем и женой, успешный успех и женское достигаторство. Взрослые клоуны для взрослых, ощущаю это как вызов, ведь такого еще не было.

В современной культуре последние годы отчетливо прослеживаются цирковые мотивы, а вот в моде ли клоуны?

В моде, причем в прямом смысле. В моде клоунский тренд на oversize, вспомните кроссовки Balenciaga, делающие огромные ноги. Или Том Браун, который делает клоунские вещи с полосками и тельняшки. Тренд — это веселая, гипертрофированная мода, которая все увеличивает.

То, чем увлекается молодежь, — это клоунада, хоть термин не используется, но по сути это именно она. Мы окружены клоунским контентом: видео с выпуклыми образами и выкрученными ситуациями в сетях, интерпретация музыкальной подачи и в образах артиста, и в текстах. Для меня современная клоунада тождественна смелости, яркости и самоиронии.

То, что смешно, может быть напрямую связано с происходящим в обществе. В середине нулевых актуален был камеди, затем, благодаря своей искренности, более востребованным стал stand-up. Какой юмор нужен сейчас?

Я был инициатором концепта, потому что наблюдается усталость от разговорного юмора. Меня интересует именно бессловесное искусство, телесный театр — в нем больше развития, жизни и своевременности.

Клоунада может быть острой и нежной одновременно. В ней баланс позволения себе большего и лирический компонент, с одной стороны, и элемент уязвимости — с другой. Странный человек гладит наше сердце — это целительная история для зрителя. Моя главная задача как режиссера — показать, что клоунада может трогать нас сегодняшних.

Театр открылся 12 декабря спектаклем «12 клоунов в поисках счастья». Это знак?

Это была моя идея с магией чисел. Поэтому премьера состоялась 12.12: и число запоминающееся, и хорошая панорама образов — 12 клоунов! В свое время я был поражен театром «7 fingers». Они произвели неизгладимое впечатление, сформировав современные клоунские ориентиры. Думаю, название появилось как дань уважения им.

Уже в апреле запланирована новая премьера. Какие у вас творческие планы?

Почти каждый день — спектакль, а по выходным два: утром и вечером. До весны «12 клоунов», а затем шоу по картам таро «Путь Дурака» режиссера Юрия Квятковского. Бизнес начинает быть успешным, когда он масштабируется. Сейчас мы на первой ступеньке, когда зрителю предлагается «распробовать» современную клоунаду с использованием визуальных технологий, акробатики, живого музыкального сопровождения и других элементов большого шоу. Мы сейчас знакомимся с нашими первыми зрителями и их отзывами, а потенциал у жанра огромный.

Беседовала Виктория Решульская

0
0
И главное, «Сноб» — это уникальный круг собеседников, одним из которых можете стать вы.
Присоединиться

Читайте также

Куратор Моника Норс: «Работа с частной коллекцией — это всегда вызов»

Победители премии «Сделано в России»: настойки «Онегин Gourmet»

Елочка, гори: 7 подкастов, чтобы не выгореть в декабрьских дедлайнах

Салман Рушди: «Нож». Отрывок из новой книги писателя