
«Уметь убирать от ребёнка ненужное»: Анна Михалкова — о новогоднем шоу «Дядя Стёпа»
Премьера шоу состоялась в 2023 году, к 110-летию Сергея Михалкова. Вы тогда задумывали его как разовое событие?
Сначала как разовое. Но потом мы увидели реакцию зрителей и поняли, что надо продолжать. Для меня лучший референс — «Снежное шоу» Славы Полунина. У него есть очень важная особенность: это шоу можно смотреть в любое время. Оно идёт много лет. Раньше родители водили на него своих детей. А теперь их дети приводят своих. И если получится, то нам хотелось бы такого же эффекта — чтобы шоу можно было смотреть не один раз.
Чем новогоднее представление может заинтересовать три поколения?
Во-первых, на сцене всё должно быть вне времени. Во-вторых, необходима хорошая литературная основа. И здесь у нас конкурентное преимущество — это стихи Сергея Михалкова. Его «Дядя Стёпа» — детская литература, которая, в общем-то, хорошо проверена временем, — её знают и родители, и дети. Но шоу рассказывает не только о Дяде Стёпе. В нём звучат и другие известные стихи Михалкова, например: «Я прививки не боюсь: если надо — уколюсь!» и «Юля плохо кушает, никого не слушает». Все эти коротенькие истории про детей встроены внутрь большой истории. Причём они понятны детям и взрослым.
Вы говорили, что Дядя Стёпа — «готовый супергерой». Но в чём его суперсила для современного ребёнка, который живёт в мире Marvel, TikTok и мультфильмов?
Дядя Стёпа — герой, который хорошо интегрируется в современность. Он такой «прорывник» между миром взрослых и детей. Он как бы учитель, но в то же время не учитель в школе. С одной стороны, он — старший товарищ, который разговаривает с детьми на их языке, а с другой — через него можно вводить в шоу абсолютно любую педагогическую тему, которая важна в детской литературе. Кроме суперроста, у Дяди Стёпы есть суперсила — вникать в проблемы детей и решать их вместе с ними. На их уровне. Это персонаж, помогающий сделать правильный выбор между добром и злом.
Образ милиционера сегодня воспринимается иначе, чем в середине XX века. Как вы для себя решали этот потенциальный конфликт: «советский милиционер» и современный зритель?
Составляющей милиционера в образе Дяди Стёпы нет — линия, которая связана с его службой, в шоу отсутствует. Он не носит форму. Он спортсмен.
Ещё в шоу всё просто, потому что оно детское. В нём нет двойного дна — есть герой и антигерой. Они пытаются переманить детей на свои стороны. Главный герой, мальчик Витя, загадывает новогоднее желание. И это желание должно сбыться. Но оно не очень хорошее. И чтобы мальчик сделал правильный выбор, появляется Дядя Стёпа. Он помогает ему выбрать лучшее желание. И эта помощь никак не связана с образом Дяди Стёпы-милиционера.
Он строгий?
Нет-нет. Он очень добрый.
А чем «Дядя Стёпа» отличается от привычных московских «ёлок», которых каждую зиму десятки?
Я почти 25 лет веду «Спокойной ночи, малыши!» и поэтому чувствую, какая история хорошо работает с детьми, а какая нет. Сегодня большой выбор новогодних представлений. Чаще всего это классная картинка и громкая музыка. Обычно дети смотрят на них, как будто скролят ленту с визуальным контентом. Но наше шоу отличается — оно не только для детей, оно ещё и про детей. Шоу с ними взаимодействует, говорит с ними на одном языке, но при этом совершенно не пытается заигрывать. На протяжении всего шоу дети находятся в ситуации, когда им хорошо понятно, о чём идёт речь. И это видно по отзывам, которые мы получаем в интернете.
Но современные дети живут как раз в режиме клипового внимания. Реально ли удерживать внимание ребёнка, лишённого телефона, в течение часа?
Да, реально. У нас очень мало зрителей сидят в телефонах. Причём большинство из них достаёт телефоны, чтобы снять происходящее на сцене. Хоть зрителям и говорят перед началом спектакля, что снимать запрещено. И мне кажется, что это показатель того, что шоу удерживает внимание.
Вы используете для этого какие-то технические эффекты?
Да. Ритм, смена и длина номеров. А ещё — энергия артистов, шутки и юмор. Всё это хорошо выверено, но очень сложно. Разумеется, всегда что-то идёт не так. Поэтому каждое шоу немного отличается от предыдущих.
Высотка на сцене, вокзал в фойе, воздушные артисты, антигерой, который «летает» над залом… Какое решение было самым сложным и рискованным?
«Дядя Стёпа» вообще технически сложно сочинён. Мы используем огромное количество света, проекций и звуков. Много таких, я бы сказала, рукодельных декораций. Каждый раз мы строим площадку как бы с нуля. А это всегда трудно.
Как делится работа между вами и Надей Михалковой?
Надя больше отвечает за визуал и драматургическую составляющую, а я — за организационные вопросы. Мы эту ответственность не делили. Она разделилась как-то сама собой.
Есть сцены, от которых у вас мурашки по коже?
Да. Монолог Дяди Стёпы, в котором он читает стихотворение Сергея Михалкова. Это очень трогательный момент. Если получается хорошо, то заметно, что многие родители тронуты.
Как вы себе представляете проект через пять лет: всё те же новогодние каникулы, тур по регионам, экранизация или новый герой вместо Дяди Стёпы?
Много разных планов. Много произведений того же самого Сергея Владимировича, которые можно использовать и на их основе придумывать что-то новое. Например, у него есть хорошая книга «Праздник непослушания».
Есть ли в вашей новогодней биографии новогодний спектакль или ёлка, которые вы до сих пор помните?
В детстве я была один раз на кремлёвской ёлке. Мне она понравилась. И это всё, что я могу вспомнить про детские праздники. И я думаю, этого вполне достаточно для счастливого детства.
Но почему?
Тут ситуация, как с конфетами. Есть конфеты редко — приятно. Но если ты ешь из каждый день, то твоё питание нельзя назвать правильным. То же самое с искусством. Если вы каждый день будете показывать ребёнку сотню разных фильмов, то это не приведёт ни к чему хорошему.
В одном из интервью вы говорили о возрождении семейной традиции ходить на спектакль под Новый год. В Москве меняется новогодний семейный досуг?
Он изменился давно и пока остаётся прежним. У нас очень переоценена тема детства. Возьмём, например, книжный рынок. За счёт чего сегодня держится книгоиздание? В основном за счёт продаж книг для детей. Если человек покупает себе электронную книжку, то ребёнку — обязательно бумажную. Он тратит на это время и деньги. Такая у нас сложилась традиция, и она до сих пор жива.
Теперь возьмём детские мероприятия. Их огромное количество. И многим родителям кажется, что детей всё время нужно развлекать — что если не оббегать с ними десять разных спектаклей и ёлок, они будут развиваться неполноценно. Но в итоге получается, что у нас дети сами себе не предоставлены. Их часто куда-то водят. А ещё при таком насыщенном рынке важно понимать, что хорошо, а что плохо. В общем — иметь вкус. Уметь убирать от ребёнка ненужное. Потому что дети всеядные — по большому счёту, им всё равно, что смотреть. И тут, конечно, многое зависит от насмотренности и образования родителей.
Хотите, чтобы новогоднее шоу прививало детям хороший вкус?
Не только новогоднее шоу. Я вообще хочу, чтобы все спектакли, музыка, мультфильмы и фильмы были сделаны с хорошим вкусом.
Беседовал Алексей Синяков