Как устроен Городок художников

Городок художников — это целый квартал, который создавался с 1929 по 1950 годы. Сейчас в Городке художников пять домов. Среди них есть дома, где в одном доме и квартиры, и мастерские, есть дома только с квартирами для художников и только с мастерскими.

Первый дом был построен в 1929 году и создавался как дом, в котором есть вся инфраструктура для художников: детские сады, прачечная, ателье, мастерская по изготовлению подрамников и багетов, фотопроявочная, библиотека.

В 1980-х и 1990-х годах планировалось создание музея, который мог бы предотвратить утрату множества артефактов, оказывающихся в конце концов на масловской помойке. К сожалению, при уходе мастеров такие случаи были часты. Даже работы Владимира Татлина в 1950-е годы не избежали такой участи, и до сих пор масловские старожилы вспоминают, как в детстве забирали с заднего двора Городка фанерки и доски — части его произведений, чтобы покататься с горки.

Созданный Музейный центр «Масловка. Городок художников» расположен в одном из исторических зданий Городка — в самом высоком здании и занимает весь третий этаж дома. На протяжении 70 лет здесь располагался детский сад, который за это время посетили более тысячи детей — почти все они впоследствии стали крупными художниками.

Особенность Музейного центра в том, что в нём воссоздана ровно такая же атмосфера, как, например, в квартирах и мастерских художников, которые находятся сверху, снизу, слева и справа.

Например, прямо над бывшим помещением детского сада (сейчас — над музейным помещением) находятся квартиры Гелия Коржева, Аминадава Каневского, ниже — Алексея Грицая, слева — мастерская Юрия Пименова, справа — мастерская Георгия Нисского.

Постоянные и временные экспозиции

Музейный центр — это не только постоянная экспозиция, которая отражает практически всё искусство с двадцатых по восьмидесятые годы, но и «левый» фронт — такие, как Давид Штеренберг, Александр Лабас, Густав Клуцис, Александр Тышлер, Нина Нисс-Гольдман, и художники других направлений, в том числе Сергей Герасимов, Фёдор Решетников, Алексей Грицай, а также выпускники ВХУТЕМАСа: Георгий Нисский, Георгий Рублёв, Юрий Пименов, Сергей Лучишкин и другие.

В более поздние времена — создатели «сурового стиля» Гелий Коржев, Виктор Иванов. Многие из работ, которые выставлены в музее на постоянной экспозиции, представляли Советский Союз, например, в 1934 году на 19-й биеннале в Венеции, в 1958 году на 29-й биеннале в Венеции.

Сейчас проходит одна из первых временных выставок под названием «(Не)видимый Город М.», где М — Масловка. Невидимый, потому что большинство горожан даже не знают о его существовании или, проезжая мимо, не подозревают, что за фасадами четырёхметровых окон находятся именно мастерские художников, в которых создавалось больше половины произведений, которые многие привыкли видеть в залах постоянной экспозиции ХХ века Государственной Третьяковской галереи и Русского музея.

Одна из следующих выставок будет посвящена такому феномену, как путешествия советских художников по всему миру — от Англии до Америки в 50–60-е годы. Гости увидят мир глазами советских художников: Лондон и Эдинбург, Токио и Нью-Йорк в те годы — в фотографиях, этюдах, зарисовках и в привезённых артефактах советскими художниками.

Музей в деталях

На данный момент в музее представлено больше 280 работ 131 автора: это и скульптура, и живопись, и графика. А на первом этаже гостей встречает велосипед Юрия Пименова, который передала семья. Создаётся ощущение, что художник просто оставил его и поднялся наверх, чтобы вскоре вернуться.

Дальше, на первом экране, можно увидеть, как Юрий Пименов работает над своей картиной в мастерской. Рядом висит невиданная ранее широким кругом зрителей палитра художника прямо на холсте. В дальнейшем Пименов использовал её в картине. Тут же представлены его работы, сделанные на Масловке в разные периоды, и его атрибутика. Например, пишущая машинка, которую он часто изображал на своих натюрмортах. Здесь же, неподалёку, — рубашка Макса Бирштейна, прямо на нём виртуозно расписанная фломастерами Александром Тышлером.

Каждый предмет в музее, начиная от гардеробной вешалки, столов, стульев, диванов, рассказывает свою историю, происходящую в мастерских — они воссоздают по принципу либретто ту атмосферу, которая была в Городке на протяжении почти столетия.

Издательская программа

Два года назад вышла книга «Масловка. Городок художников», которая вобрала в себя 70 лет работы на Масловке — с 1920 по конец 1980-х годов.

Сейчас готовится следующий том, посвящённый масловским скульпторам за тот же период. Будут издаваться и авторские альбомы, посвящённые в первую очередь художникам, чьи имена были практически стёрты из истории изобразительного искусства из-за событий, происходящих в ХХ веке.

Арт-практикум

Сотрудники музея организовывают культпоходы по Городку художников. Они одновременно совмещают прогулку по самому Городку, погружение в его историю, архитектуру, посещение мастерских художников. Это не просто экскурсия внутри музея, но и чаепитие с обсуждением увиденного.

Кроме того, в музее проводятся лекции Кирилла Светлякова — научного руководителя Музейного центра, других искусствоведов, журналистов, художников и писателей. Сейчас запущен курс по «Бубновому валету» и Илье Машкову, который был учителем многих масловцев.

А следующий курс посвящён художникам группы «ОСТ». Это в первую очередь Юрий Пименов, Давид Штеренберг, Александр Дейнека, Сергей Лучишкин и другие.

Также стартует «Кураторская школа-лаборатория», в которой студенты будут проходить весь путь куратора: от поиска замыслов и смыслов до полевых исследований в мастерских, работать с архивами, этюдами, эскизами. Первым героем этой школы станет Гелий Коржев. Выпускники смогут подготовить выставку, которую реализуют в залах музея.

Масловский феномен

По мнению Василия Дёмина, основателя и руководителя Музейного центра «Масловка. Городок художников», каждый человек, который интересуется искусством, должен побывать на Масловке, в Городке художников.

Ведь у зрителей появилась возможность не только увидеть лучшие произведения XX века, которые и так доступны в крупных музеях, но и заглянуть «за обратную сторону мольберта» — то есть посмотреть на условия и атмосферу, в которых создавались эти произведения, узнать о философии художников и смыслах, которые они искали, работая в мастерских.

Подготовила Евгения Сизых