Вещь недели: билеты на балет «Щелкунчик»
Билеты в Большой театр на «Щелкунчика» в интернете перепродают за 200 тысяч рублей. После начала продаж люди стояли у касс часами. «Сноб» рассказывает, что происходит с билетами и как 130 лет назад высказывались о премьере постановки
Билеты за 200 тысяч
На сайтах объявлений появились билеты на балет «Щелкунчик», который ставят на сцене Большого театра. Перекупщики предлагают заплатить до 200 тысяч рублей за одно место в партере. Найти билет можно и дешевле — за 60 тысяч с человека, но дальше от сцены. Оставшиеся билеты на лицензированных сайтах в интернете стоят от 40 тысяч рублей на четвертом ярусе и до 120 тысяч в партере.
Попасть на «Щелкунчика» дешевле можно было в момент старта продаж в октябре, купив билеты в кассах театра. Перед Большим традиционно выстроились очереди, в которых в том числе стояли перекупщики: они берут билеты по фиксированной цене (20 тысяч рублей), а в декабре продают их в интернете в несколько раз дороже. На билетах в Большой последние несколько лет пишут фамилию его владельца, чтобы бороться с незаконными продажами. Однако перекупщики нашли новую схему обхода: они заранее находят своих покупателей либо ищут «безымянные» билеты — их выдают организациям — партнерам театра.
В этом году в Большом театре заявили, что с 13 декабря в продаже появятся билеты по спецтарифным ценам — от 200 рублей. В этом году первый показ балета запланирован на 24 декабря, а последний — 7 января.
Чтобы снизить риск перепродаж в интернете, руководство театра создало многоэтапную систему покупки билета. Сначала нужно отстоять первую очередь и записаться в специальный журнал, в котором составляют список покупателей. Затем по этому списку всем раздадут номерные браслеты, делают это в ночь на дату перед началом продажи билетов в кассах. Только после этого выстраивается очередь к самой кассе — все проходят согласно той последовательности, которую сформировали до этого. В интернете стали продавать места в такие очереди — за деньги предлагают постоять в них за покупателя.
Подобный ажиотаж с билетами на «Щелкунчика» происходит ежегодно: в 2021 году в интернете точно так же продавали сначала места в очереди, а затем и сами билеты. В декабре прошлого года в полицию обращались люди, которые переводили деньги перекупщикам и получали поддельные билеты. Официально перепродавать билеты из театров можно с максимальной наценкой в 10%, такой закон приняли в 2019 году для борьбы с «театральной мафией».
130 лет на сцене
В этом декабре «Щелкунчику» по сказке Э. Т. А. Гофмана исполняется 130 лет. В 1892 году на сцене Мариинского театра прошла премьера балета на музыку Чайковского. Режиссер постановки Мариус Петипа собирался добавить в нее несколько революционных отсылок. Например, в постановке должны были исполнять карманьолу — народный танец Великой Французской революции. Из итоговой версии его убрали, но пропустили музыку, мотив которой напоминает насмешливую песню о короле Франции.
Однозначного отношения к постановке после ее премьеры не сложилось. Публицист Константин Скальковский писал, что для искусства «Щелкунчик» не дает «ровно ничего», а вот художник Александр Бенуа оставил после просмотра генеральной репетиции иной отзыв: «Постановка великолепна и в балете даже слишком великолепна. Глаза устают от такой роскоши».
Сегодня «Щелкунчика» продолжают ставить в декабре — это один из главных новогодних сюжетов на театральной сцене. Саму постановку на музыку Чайковского можно увидеть не только в Москве или Санкт-Петербурге, но и в театрах других стран.
Подготовил Петр Бузлаев