Вещь недели: монеты с изображением «Смешариков»
«Смешарики» 1 июня отметили 20-й день рождения — за это время проект стал культовым и получил мировое признание. «Сноб» рассказывает, как создавали мультфильм и что известно о монетах, которые Центробанк выпустил к юбилею
Диджей Нюша и отсылки к мировому кинематографу
В истории мультипликации и памяти уже нескольких поколений навсегда останутся эпизоды «Смешариков» про Черного Ловеласа, железную няню и грустная серия «Куда уходит старый год». Впервые мультсериал зрители увидели 17 мая 2004 года — тогда на экранах показали выпуск «Скамейка». Однако днем рождения «Смешариков» считается 1 июня 2003 года, когда началась реализация проекта.
Одним из авторов анимационного сериала стал Анатолий Прохоров, создатель первой негосударственной анимационной студии «Пилот». В 2002 году дизайнер Илья Попов и художник Салават Шайхинуров обратились к нему с предложением создать сразу 200 серий детского мультфильма.
Внешний вид героев изначально задумали максимально простым, чтобы его запросто могли перерисовывать дети. На разработку образов персонажей ушло около полугода, а количество действующих лиц «Смешариков» за это время сократилось с 20 до 9. «Поросенок Нюша раньше была диск-жокеем и парнем, а девочка была буренкой. На Ежика, думаю, повлиял норштейновский “Ежик в тумане”. У нас тоже Ежик тихий, интеллигентный, очкарик, ботаник», — вспоминал Анатолий Прохоров.
Для создания самой анимации авторы «Смешариков» первыми в России использовали флэш-технологию, то есть рисовали исключительно при помощи компьютера. Такая методика сократила затраты на производство: одна минута мультфильма стоила около 8 тысяч долларов, вместо 12-ти.
Отдельным этапом создания мультфильма был поиск подходящих голосов для озвучки — каждому герою было необходимо подобрать индивидуальную и узнаваемую интонацию. «Я решил попробовать для Совуньи манеру речи одной своей знакомой. Идея всем понравилась, и нужный тон был найден. Так Совунья стала носительницей моих личных наблюдений, которые удалось воплотить в актерском образе», — рассказывал Сергей Мардарь, который в «Смешариках» озвучивает Совунью и Кар-Карыча.
Первые эпизоды «Смешариков» показывали в передаче «Спокойной ночи малыши», а уже через полгода мультфильм вставили в постоянную сетку вещания телеканалы СТС и «Россия». За несколько лет проект заполучил постоянную многомиллионную аудиторию зрителей, а его стоимость в 2010 году превысила 100 миллионов долларов.
В конце 2000-х годов права на «Смешариков» начали покупать зарубежные вещатели. Так герои российского мультфильма заговорили на 60 иностранных языках, а увидеть их по телевизору стало возможным в США, Германии, Японии и еще более чем в 90 странах мира.
Такой успех авторы проекта связывают с манерой общения: главные герои простыми словами говорят о сложных вещах. И если детей в «Смешариках» привлекают забавные житейские ситуации, то взрослых в мультфильме интересуют философские размышления персонажей. «Главное правило истории, на которое мы постепенно вырулили, — она должна быть интересна для взрослых и понятна детям. Мы поняли, что дети сегодня невероятно взрослы. И мы всегда недооценивали их восприятие взрослой жизни, которая течет рядом с ними», — рассказывал Прохоров.
Эпизод «Смысл жизни» многие зрители называют самым философским. В нем Бараш долго не может понять, в чем его предназначение в этом мире, после чего они с Кар-Карычем отправляются на поиск «Кузинатры, дающей смысл». Создатели проекта говорят, что в этой серии есть отсылки к фильмам «Мертвец» Джима Джармуша и «Сталкер» Андрея Тарковского. Кроме того, в «Смешариках» также встречаются отсылки к культовым работам Альфреда Хичкока, Юрия Норштейна, Эльдара Рязанова и другим режиссерам.
Коллекционные монеты с изображением Кроша и Ежика
За 20 лет мультфильм стал культовым — на нем растет уже второе поколение детей, а сам проект ставят в пример успешного анимационного бизнеса. «”Смешарики” гораздо больше, чем просто мультсериал. Это целое культурное явление, целая вселенная, которая уже переросла своих создателей. Ее эпизоды очень разнообразны: разные серии ложатся на разные состояния души и настроения», — рассказывает один из авторов мультипликации Илья Попов.
В честь юбилея создания проекта Центробанк России выпустил памятные монеты с изображением героев мультфильма Кроша и Ежика на одной из сторон. Всего их три вида: 850 тысяч монет из стали с никелевым покрытием и 150 тысяч из медно-никелевого сплава с цветным покрытием номиналом в 25 рублей, а также 7 тысяч серебряных трехрублевых монет.
В Москве также выпустили коллекцию транспортных карт «Тройка» с изображением «Смешариков».
Подготовил Петр Бузлаев