Все равны, но кто равнее? Победитель Каннского кинофестиваля «Треугольник печали» Рубена Эстлунда выходит в прокат
Сегодня в прокат выходит «Треугольник печали» Рубена Эстлунда, второй раз победившего на Каннском кинофестивале. О том, какую важную для себя тему Эстлунд прячет за критикой буржуазии, — в материале «Сноба»
Одним абзацем
«Треугольник печали» — интеллектуальная комедия с двойным дном. Большую часть фильма Рубен Эстлунд смеется над обеспеченными «белыми» людьми, даже ставит над ними эксперимент, оставляя их на необитаемом острове наедине с обслугой затонувшего круизного лайнера. Люди учатся выживать в новой для них реальности, иерархия меняется, но Эстлунду важна судьба только одного героя — модели Карла. Типичный представитель своего пола, он не понимает, как современный мужчина должен вести себя с женщинами, — но искренне хочет быть «хорошим». Автор сочувствует своему герою, поэтому в финале желает ему свободы от любых предрассудков.
Подробно
На роскошной яхте где-то посреди теплого океана богачи умирают от скуки. Они загорают на палубе, пьют алкоголь и ждут торжественного ужина, на котором к ним должен присоединиться командир судна Томас Смит (Вуди Харрельсон). В долгожданный вечер начинается шторм, но кораблем никто не управляет: американский капитан оказывается убежденным марксистом и вместо выполнения своих обязанностей он в пьяном угаре до самого рассвета спорит с русским олигархом Дмитрием (Златко Бурич) о жизненных истинах. Утром судно захватывают бандиты, в перестрелке выживают лишь молодые модели Карл (Харрис Дикинсон) и Яя (Чарлби Дин), Дмитрий, менеджер Эбигейл (Долли Де Леон), метрдотель Паула (Вики Берлин) и еще несколько человек. На спасательной шлюпке они добираются до необитаемого острова, еды у них мало, а рыбачить умеет только Эбигейл — она и становится новым «капитаном» группы.
На прошедшем Каннском кинофестивале Рубен Эстлунд завоевал вторую Золотую пальмовую ветвь, войдя в почетный клуб двукратных лауреатов вместе с австрийцем Михаэлем Ханеке («Белая лента»), британцем Кеном Лоучем («Я, Дэниел Блейк»), американцем Фрэнсисом Фордом Копполой («Апокалипсис сегодня») и другими. Швед Эстлунд снимает кино о социальном поведении людей, его последние фильмы «Форс-мажор» (2014), «Квадрат» (2017) и «Треугольник печали» — трилогия о мужчинах, которым тяжело приспособиться к изменениям в обществе.
В «Форс-мажоре» (приз жюри программы «Особый взгляд» Канн) автор наиболее прямолинеен: на горнолыжном курорте его герой трусливо сбегает от приближающейся лавины, прихватив с обеденного стола телефон и оставив жену с детьми один на один с катастрофой. Никто не погиб, все отделались легким испугом, вот только мужская честь была опорочена — от этого герой и страдает весь фильм.
В «Квадрате» куратор музея X-Royal — запуганный социальными запретами человек, чью карьеру может легко уничтожить жалоба темнокожего мальчика, провокативный проморолик новой выставки или неожиданная беременность любовницы на одну ночь.
В трилогии Эстлунда женщины несут наибольшую опасность для мужчины, не понимающего, как с ними общаться. Истории о так называемом «сильном поле» режиссер прячет за сатирой о жизни привилегированного европейского общества, лицемерно пропагандирующего гуманистические идеалы.
Хотя две трети экранного времени «Треугольника печали» посвящены круизу и последующему выживанию людей на острове, Эстлунду важнее первая часть фильма — о моделях Карле и Яе, где они ссорятся из-за счета в дорогом ресторане. Сумма небольшая, но девушка делает все, лишь бы не платить. Это задевает Карла, потому что когда-то они договорились об отношениях на равных. Мотив неуверенности в себе и дискомфорта в новой социальной реальности персонаж Карла пронесет через весь фильм, сначала ревнуя девушку к работнику судна, а позже — ублажая Эбигейл ради дополнительной порции еды.
Историю о хрупком мужчине можно не разглядеть среди эффектных и смешных сцен на яхте, когда беспомощные богатые мучаются от морской болезни, а русский олигарх вместе с американским капитаном зачитывает по громкой связи цитаты своих любимых мыслителей. Их слова, как и примитивная критика буржуазного общества, — абсолютная чушь, издевка Эстлунда над интеллектуализмом. Высмеянный им истеблишмент наградил режиссера восьмиминутными овациями после премьерного показа.