Кадр из фильма «Треугольник печали»
Кадр из фильма «Треугольник печали» Фото: Fredrik Wenzel Plattform Produktion

Одним абзацем

«Треугольник печали» — интеллектуальная комедия с двойным дном. Большую часть фильма Рубен Эстлунд смеется над обеспеченными «белыми» людьми, даже ставит над ними эксперимент, оставляя их на необитаемом острове наедине с обслугой затонувшего круизного лайнера. Люди учатся выживать в новой для них реальности, иерархия меняется, но Эстлунду важна судьба только одного героя — модели Карла. Типичный представитель своего пола, он не понимает, как современный мужчина должен вести себя с женщинами, — но искренне хочет быть «хорошим». Автор сочувствует своему герою, поэтому в финале желает ему свободы от любых предрассудков.

Кадр из фильма «Треугольник печали»
Кадр из фильма «Треугольник печали» Фото: Fredrik Wenzel Plattform Produktion

Подробно

На роскошной яхте где-то посреди теплого океана богачи умирают от скуки. Они загорают на палубе, пьют алкоголь и ждут торжественного ужина, на котором к ним должен присоединиться командир судна Томас Смит (Вуди Харрельсон). В долгожданный вечер начинается шторм, но кораблем никто не управляет: американский капитан оказывается убежденным марксистом и вместо выполнения своих обязанностей он в пьяном угаре до самого рассвета спорит с русским олигархом Дмитрием (Златко Бурич) о жизненных истинах. Утром судно захватывают бандиты, в перестрелке выживают лишь молодые модели Карл (Харрис Дикинсон) и Яя (Чарлби Дин), Дмитрий, менеджер Эбигейл (Долли Де Леон), метрдотель Паула (Вики Берлин) и еще несколько человек. На спасательной шлюпке они добираются до необитаемого острова, еды у них мало, а рыбачить умеет только Эбигейл — она и становится новым «капитаном» группы.

Кадр из фильма «Треугольник печали»
Кадр из фильма «Треугольник печали» Фото: Fredrik Wenzel Plattform Produktion

На прошедшем Каннском кинофестивале Рубен Эстлунд завоевал вторую Золотую пальмовую ветвь, войдя в почетный клуб двукратных лауреатов вместе с австрийцем Михаэлем Ханеке («Белая лента»), британцем Кеном Лоучем («Я, Дэниел Блейк»), американцем Фрэнсисом Фордом Копполой («Апокалипсис сегодня») и другими. Швед Эстлунд снимает кино о социальном поведении людей, его последние фильмы «Форс-мажор» (2014), «Квадрат» (2017) и «Треугольник печали» — трилогия о мужчинах, которым тяжело приспособиться к изменениям в обществе.

Кадр из фильма «Треугольник печали»
Кадр из фильма «Треугольник печали» Фото: Fredrik Wenzel Plattform Produktion

В «Форс-мажоре» (приз жюри программы «Особый взгляд» Канн) автор наиболее прямолинеен: на горнолыжном курорте его герой трусливо сбегает от приближающейся лавины, прихватив с обеденного стола телефон и оставив жену с детьми один на один с катастрофой. Никто не погиб, все отделались легким испугом, вот только мужская честь была опорочена — от этого герой и страдает весь фильм. 

В «Квадрате» куратор музея X-Royal — запуганный социальными запретами человек, чью карьеру может легко уничтожить жалоба темнокожего мальчика, провокативный проморолик новой выставки или неожиданная беременность любовницы на одну ночь.

Кадр из фильма «Треугольник печали»
Кадр из фильма «Треугольник печали» Фото: Fredrik Wenzel Plattform Produktion

В трилогии Эстлунда женщины несут наибольшую опасность для мужчины, не понимающего, как с ними общаться. Истории о так называемом «сильном поле» режиссер прячет за сатирой о жизни привилегированного европейского общества, лицемерно пропагандирующего гуманистические идеалы. 

Хотя две трети экранного времени «Треугольника печали» посвящены круизу и последующему выживанию людей на острове, Эстлунду важнее первая часть фильма — о моделях Карле и Яе, где они ссорятся из-за счета в дорогом ресторане. Сумма небольшая, но девушка делает все, лишь бы не платить. Это задевает Карла, потому что когда-то они договорились об отношениях на равных. Мотив неуверенности в себе и дискомфорта в новой социальной реальности персонаж Карла пронесет через весь фильм, сначала ревнуя девушку к работнику судна, а позже — ублажая Эбигейл ради дополнительной порции еды.

Кадр из фильма «Треугольник печали»
Кадр из фильма «Треугольник печали» Фото: Fredrik Wenzel Plattform Produktion

Историю о хрупком мужчине можно не разглядеть среди эффектных и смешных сцен на яхте, когда беспомощные богатые мучаются от морской болезни, а русский олигарх вместе с американским капитаном зачитывает по громкой связи цитаты своих любимых мыслителей. Их слова, как и примитивная критика буржуазного общества, — абсолютная чушь, издевка Эстлунда над интеллектуализмом. Высмеянный им истеблишмент наградил режиссера восьмиминутными овациями после премьерного показа.