«Всегда думаю о том, чему я могу научиться у персонажа». Интервью с актрисой Софьей Лебедевой
Софью Лебедеву зритель знает по ролям в сериалах «1703», «Бывшие», «МакМафия», «Последний министр». В январе у Софьи премьера на Netflix — «Викинги: Вальхалла», а Apple TV+ среди релизов на следующий год анонсировал фильм «Тетрис», где актриса сыграла одну из главных ролей. «Сноб» поговорил с Софьей об опыте съемок в международных проектах и о работе над персонажами
Многие русские зрители знают вас по роли молодой чиновницы из сериала Романа Волобуева «Последний министр». Как думаете, жизненный путь и карьерный рост вашей героини Сони Скворцовой похож на ваш реальный опыт?
Соня Скворцова совершенно не подготовлена к тем ситуациям, с которыми она сталкивается. Ей нечего противопоставить соблазнам, которые ее окружили. Ей сложно взглянуть на себя со стороны. Поэтому она раз за разом идет на компромиссы со своей совестью и, сама того не замечая, становится жестче, злее и эгоистичнее. По сути, из-за объема свалившейся на нее власти она превращается в демона.
Если говорить обо мне, то в моем портфолио появляется больше международных проектов, больше съемок. Сейчас очень много предложений, но мне важно оставаться собой: простой, адекватной, искренней, с иронией относящейся к себе. И в этом у меня есть хорошие учителя — многие люди, которыми я вдохновляюсь, сочетают в себе самоиронию, теплоту в общении, отсутствие завышенного самомнения. Поэтому для меня сила в человечности, простоте и понимании того, что мы все равны и одинаковы, несмотря на наш статус.
Когда вы впервые решили попробовать себя в международном проекте?
Я начала записывать пробы за несколько лет до съемок в британском сериале «МакМафия». У меня свободный английский, есть агент в Европе. Пробы я обычно записывала дистанционно, иногда летала в Англию и в другие страны — бывает, последний этап кинопроб проводят очно, собирают актерский состав вместе.
На «МакМафию» было несколько этапов кастинга: вначале сцены на английском языке для видеопроб, потом разговоры по Skype с режиссером и еще несколько сцен для видеопроб. После этого меня утвердили, и я полетела на съемки в Хорватию.
Волновалась конечно, все-таки первый крупный иностранный проект. Помню, как в какой-то момент на мои съемочные смены приехал актер Кирилл Пирогов — он услышал, что какая-то русская актриса снимается и, не зная меня, просто решил поддержать. Подошел ко мне между дублями, мы немного поговорили, он дружески меня обнял и уехал. В этот день у него даже не было съемки! Это было маленькое чудо. Второе чудо — это то, как меня поддерживал актер Джеймс Нортон. Мы довольно много времени проводили вместе — и на съемках, и в нерабочее время. Джеймс как раз относится к тому типу, который я больше всего люблю: очень простой, открытый, смешной и настоящий.
Для Netflix сейчас снимают одни из самых успешных и громких проектов во всей киноиндустрии. Многие актеры мечтают поработать с этим стримингом. Как вам удалось попасть в каст сериала «Викинги: Вальхалла»?
Мне прислали фрагменты из сценария на английском для дистанционных проб — несколько разных по накалу диалогов и большой драматический монолог. Еще я знала название проекта и прочитала краткое описание персонажа. На запись видеопроб отводилось всего три дня. Поскольку в таких случаях полный сценарий никогда не присылают, я, снимая самопробы, всегда стараюсь по фрагментам визуализировать, что представляет собой героиня «целиком»: что думает и чувствует, какая у нее история. Полный сценарий я получила после подтверждения, уже приземлившись в Дублине.
Как бы вы описали свою героиню? Чем она похожа и не похожа на вас?
Я всегда разбираю роль через призму «чему я, Соня, могу научиться у персонажа». И это очень интересно. Для сериала «Викинги: Вальхалла» я погружалась в мироощущение человека XII века. Мне кажется, люди в то время были гораздо сильнее духом, чем мы сейчас, и отстаивали свои убеждения, были верны себе.
Мой персонаж — сильный, волевой, смелый, искренний. Она бунтарка. При этом, поскольку ее отец — князь, она еще и умная, образованная. Было очень интересно ее исследовать, искать в себе такую же внутреннюю силу.
Расскажите, как проходили съемки. Было тяжело?
Пока много про процесс рассказывать не могу, потому что это будет спойлер и нарушение NDA. Проект выйдет 12 января. Съемки проходили в основном в Ирландии. Я жила там больше полугода. Удалось погрузиться в местную культуру, познакомиться с традициями и с разными интересными людьми. Мне очень понравилось учиться скакать на лошади и изучать постановку боя — процесс подготовки к съемкам был отчасти похож на театр, потому что мы очень много репетировали.
Я встретила много разных актеров со всего мира: из Дании, Германии, Австралии, Америки, Австрии, Норвегии, Бельгии. Мы все вместе ходили в ирландский паб и смотрели матч по регби. Для меня это была экзотика — эту игру я никогда раньше не смотрела. Или мы собирались в выходные (которых было мало из-за графика: съемки расписаны плотно) и сидели на пляже, вместе пели песни, играли на гитаре и барабанили по картонным коробкам. Несмотря на то что мы все из разных стран и росли в разных культурах, было ощущение единства и отсутствия больших различий между нами.
Процесс съемок в России чем-то отличается?
Везде все по-разному. Конкретно этот проект, который делает Netflix, отличается огромной подготовкой. Я даже не могу представить, сколько месяцев или лет они готовятся к первому съемочному дню — сценарий, декорации, и костюмы проработаны и выверены до деталей. Сами съемки — четкий, отработанный механизм, функционирующий без накладок.
Поражает масштаб декораций: если это замок, то ты как будто в настоящем замке.
С нами работали четыре режиссера — каждый снимал по две серии. За все решения и проект в целом отвечает шоураннер, он же главный сценарист. В российском кино за общие решения отвечает режиссер. Конечно, российскому кинопроизводству есть что улучшать и куда стремиться.
Вам лично интересен жанр исторического кино и таких реконструкций?
Да, безусловно. Если знать и изучать историю, можно учиться и делать выводы, и не повторять ошибки предыдущих поколений. Исторические проекты — это всегда челлендж, большая подготовка, работа и исследование, доскональное изучение быта, контекста, исторических фигур того времени. Это все очень вдохновляет. У меня был свой консультант-историк, с которым мы изучали XII век.
В этом году у вас вышел сериал «1703» — черная комедия про полицейских в Петербурге. Интересно было участвовать в проекте?
Для меня это важный проект и роль. Сериал абсолютно уникальный — стильный, хлесткий детективный нуар с элементами комедии и фэнтези. Придумал этот магический мир талантливый сценарист Денис Артамонов, а трепетно создал чудесный режиссер Сергей Сенцов. После этого проекта у меня осталось много друзей, с которыми мы общаемся и сейчас, — это классно. Моя героиня Маша — необычный, многослойный персонаж: контрол-фрик, немного психопатичная, властная, сильная, страстная, ищущая и умная. При этом ее требовательность помогает герою Вадику измениться. Мне всегда интересно играть неоднозначных и сложных персонажей.
Какие у вас цели на будущий год?
Недавно прочитала такую фразу: «Маленькая свеча лучше полной тьмы» — и решила, что моя главная цель — создавать свет и дарить любовь. Я продолжаю сниматься, играть спектакли. Очень хочется иметь возможность что-то планировать на долгое время, но сейчас не знаешь, что будет завтра.