«Я снимаю Москву как портрет любимого человека». Гид по выставке фотографий Николая Рахманова
Мало кто снимал Москву так много, как Николай Рахманов. Для того чтобы сделать задуманный кадр, советский и российский фотограф забирался на крышу автомобиля «Москвич» и поднимался на сталинские высотки. До 6 ноября в Музее Москвы проходит выставка «Николай Рахманов. Цвет московской фотографии», на которой представлено около 200 черно-белых и цветных кадров классика фотоискусства. «Сноб» рассказывает о жизни фотографа и его самых интересных работах
Любимый город — Москва
Столица — главная героиня большинства фотографий Николая Рахманова. Он снимал свой родной город на протяжении 70 лет — с 1953 года, когда пришел работать учеником фотокорреспондента в отдел фотохроники ТАСС. Рахманов любил снимать и архитектуру, и горожан. Его привлекали крупные формы, яркие цвета и широкий горизонт: он запечатлел фундаментальные объекты советского модернизма, новые жилые комплексы и зеркальные башни Сити. Однако город, который сам Рахманов сравнивал с любимым человеком, невозможен без его жителей. На выставке мастера в Музее Москвы в том числе представят цветные и черно-белые жанровые съемки 1950–1960-х годов. Их герои — регулировщик на Красной площади, продавцы книг и газировки, строители гостиницы «Белград», робот-экскурсовод Сепулька и другие.
Высота и масштаб
Николай Рахманов любил фотографировать столицу с высоты. Пристрастие проявилось еще в раннем детстве. Семья фотографа жила в Газетном переулке напротив дворца князя Сергея Меншикова, на крышу особняка вела пожарная лестница. Первые кадры на подаренный отцом Kodak Рахманов пытался сделать именно оттуда. Во взрослом возрасте он продолжил покорять самые разные высоты. Нередко Николай Николаевич с 80-килограммовой аппаратурой мог ждать нужного кадра на крыше высотных зданий под порывом сильного ветра целый день в любое время года. Однажды, когда он снимал круговую панораму со строительных лесов на колокольне Ивана Великого, фотограф провел на высоте примерно 80 метров весь день — постепенно следовал с камерой за солнцем. В итоге получилось 16 кадров, из которых сделали пятиметровый календарь-гармошку.
Камера на заказ
Поняв, что многие задачи может решить только объектив с фокусным расстоянием 800 мм (сверхдлиннофокусный объектив с постоянным фокусным расстоянием, то есть не предусматривающий зум, в пересчете на 35-мм пленку это примерно аналог 135 мм), Рахманов заказал у Бориса Машкова, фотографа и инженера Института атомной энергии имени Курчатова, специальную «жесткую» камеру. В 1985 году он получил технику с корпусом из авиационной фанеры, которой были не страшны ветра. Спереди у нее стоял объектив Carl Zeiss Apo-Planar 800 мм f/10 с затвором, отсекавшим свободную и одну «моментальную» выдержку 1/50 с. Такую камеру нужно лишь поставить на штатив, выстроить кадр, затем убрать матовое стекло и вместо него вставить кассету с пленкой. Тубус крепится к штативу для горизонтального или вертикального кадра. Большинство фотографий, показанных на выставке, сняты именно на нее. Легендарная камера также представлена в экспозиции.
Верхоспасский собор
Отдельное место в карьере Николая Николаевича занимает Верхоспасский собор. Купола этого сооружения Рахманов называл своим любимым объектом съемки — это здание было для него как Руанский собор для Клода Моне. В фотоархиве собор представлен в самые разные моменты: в солнечном свете, под снегом, на рассвете и на закате. «Когда бы я ни приходил в Большой Кремлевский дворец, всегда старался влезть сюда и снять этот фантастический сюжет», — вспоминал фотограф.
Автор: Мария Бурова