Я — сноб: куратор Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow Алексей Масляев
Куратор Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow Алексей Масляев рассказал «Снобу» о ближайших интересных выставках в России, особенностях работы в искусстве и о том, что улучшает его настроение
Что такого сделал… в 2023 году курировал две большие выставки: «До и после. Проекты в арт-резиденции ‘Выкса’» в нижегородском Арсенале и «Я всегда знал, что мы встретимся» в петербургском «Третьем месте». Первая, подготовленная совместно с Алисой Багдонайте, рассказывает об опыте художественного резидентства как особом — вовлеченном — режиме реализации творческого потенциала, вторая предполагает, что в основе любого эстетического переживания лежит встреча человека с человеком.
Этой осенью я буду занят в… организации программ «Художник года» и «Институция года» Фонда Cosmoscow. Художник 2023 года Артем Филатов создаст для ярмарки серию парадоксальных хранилищ для бриллиантового зеленого, а ZAMAN из Уфы в качестве институции года — сообщество единомышленников. , Позже осенью я связан с выставкой Сергея Карева в нижегородской галерее FUTURO, заявляющей о новом — метамодерном — состоянии культуры (совместно с Ан Кубановой), и с открытием в Гостином дворе галереи Set Projects, продвигающей ценности авторской графики и тиражного искусства. Весной следующего года Московский музей современного искусства примет выставку произведений из коллекции Limonov Art Foundation под моим кураторством. Она продемонстрирует состояние отечественного современного искусства через призму частного коллекционирования и поиронизирует над сложившимися процедурами выставочного производства.
Горжусь, что за последний год у меня получилось… сопротивляться по мере сил нарастающим ограничениям, ведущим к деградации культуры.
А вообще в своей работе я больше всего люблю… насколько убедительно искусство показывает условность любых мыслительных процессов. Если перефразировать Мишеля Фуко, можно сказать, что работать в искусстве — это значит решиться думать иначе, чем думал прежде.
Не могу представить свой день без… работы, которая может принимать исследовательские, коммуникативные, практические и прочие формы.
Сейчас я чаще всего слушаю… миксы от творческого объединения Oberwave, Acid Arab, минималистов и подборку в диапазоне от Александра Маноцкова и Shortparis до Pulp и Monoton, а еще Lisokot+Atomtm, дребезжащий зубодробительный Maschinenwalzer которых стоит у меня в качестве мелодии на звонке.
Сейчас я читаю… книгу Джона Ло «После метода» — о способах познания, не сводящихся к четким подходам описания изменчивого и сложно организованного мира; и чертовски актуальную в нынешних обстоятельствах «Past discontinuous. Фрагменты реставрации» Ирины Сандомирской, рассказывающую о политической и общественной важности прошлого.
Стараюсь никогда не делать… из мухи слона; рожи; хорошую мину при плохой игре; сцену; ход конем; глазки; свое дело; ноги и так далее. В общем, стараюсь всячески избегать речевых штампов, клише и готовых заимствованных суждений.
Я считаю снобами тех, кто… считает принадлежность к элите высшей ценностью, претензия на которую выражается в заимствовании и демонстрации определенных атрибутов статуса, власти, положения в обществе.
А сам я не сноб, потому что… воспринимаю различные культуры вне детерминированной ценностной иерархии.
Когда хочу поднять себе настроение, я… играю в теннис.
Я стараюсь следить за… классными вечеринками. Мне нравится танцевать, поэтому я периодически смотрю, что происходит в столичной клубной культуре.
Мечтаю о поездке в… отпуск, в котором не был уже черт знает сколько лет.
Город в России, куда я люблю возвращаться — это… Нижний Новгород, где сложилась очень любопытная культурная среда и приятное художественное сообщество. Студия «Тихая» — обязательное для посещения место при каждом приезде.