14-ю церемонию награждения премии «Сделано в России» посвятили «встрече времён» — уходящего от нас и устремлённого в будущее. Режиссёр церемонии Александр Шумилин подготовил целый аудиовизуальный манифест — «Живо моё сердечко». Два года назад он уже обращался к «сердцам» в самом прямом смысле этого слова: в Театре на Таганке артисты крутили педали на велотренажёрах, слушая ритм собственного сердца, который музыканты в реальном времени преобразовали в «симфонию». На этот раз «сердечко» — скорее метафорическое. На сцене Театра Ермоловой встретились молодые артисты балета и хор пожилых людей: столкновение (и сосуществование) поколений — тема грядущего номера журнала «Сноб», так что встреча эта совсем не случайна.

Трек-листом церемонии стали русские народные песни, а в основу либретто, сопровождавшего объявление победителей, легли представления молодых людей о будущем — короткий монолог звучал перед открытием каждой номинации. «Мечтали» о разном: чтобы культура «снова стала способом разговора о настоящем», а люди «перестали бояться открытости», прекратили «жить в спешке» и «научились снова смотреть друг на друга». Кто-то хотел «свозить маму на море», кто-то — объехать мир самостоятельно, а последний из говорящих все предыдущие мечты собрал в одну большую: «Все голоса сольются, мы объединимся, — и сердечки наши будут живыми, трепетными, неостановимыми».

Среди гостей церемонии отметились, кажется, вообще все. Актёр Максим Матвеев (по секрету! Так что никому не говорите) рассказал, что в этом году «очень жёстко вывел себя из зоны комфорта и пошёл учиться тому, чему давно хотел, но долго боялся»: «Осваиваю сейчас сферу, которая далековата от основной». На вопрос редакции, не задумал ли он завязать с кино и «делать обувь, как Дэниэл Дэй-Льюис», Максим ничего не ответил, но загадочно улыбнулся.

Елизавета Лихачёва в этом году попробовала себя в качестве модели: снялась для рекламной кампании коллекции «Гедонизм» ювелирного бренда Dzhanelli. Следующим поколениям экс-директор Пушкинского музея пожелала обрести «способность к выживанию»: «У людей моего поколения юность пришлась на 1990-е годы, отсюда и наше умение… считывать сложно считываемые сигналы — в какой район ходить, в какой не ходить, с кем общаться, с кем не общаться… Как общаться. Это очень ценное качество».

Евгений Водолазкин о времени говорить не стал (он уже точно знает, что никакого времени не существует) и пожелал всем просто — «спокойствия»: «Набоков очень хорошо это желание описал: “Он чувствовал себя, как старая жаба, которая хочет, чтобы её оставили в её сыром месте”».

Писатель Павел Басинский заглянул ещё дальше в прошлое: «Мне повезло, я первую половину жизни прожил в СССР, а вторую — уже в другой стране, и я могу сравнивать. “Молодым” советую не увлекаться прошлым: жить надо настоящим и будущим. Конечно, я сам пишу книги про писателей, которых давно нет» (Павел намекал на своего «Герцога Лоренцо», свежую биографию Леонида Андреева — Прим. ред.), «но всё равно — на всякий день своя забота».

Режиссёр фильма «Здесь был Юра» Сергей Малкин (шорт-лист в номинации «Кино, сериалы, анимация») посоветовал «не торопиться взрослеть», а соосновательница бренда Monochrome Алиса Боха призналась, что хотела бы видеть больше «любви к окружающему миру за пределами телефона».

Издатель «Сноба» Марина Геворкян заметила, что связывать разные поколения (даже в рамках собственного дома) ей помогает проект: «Если трое моих детей, старшей из которых 17 лет, находят что-то интересное в том, что я делаю, значит, надо просто продолжать! Потому что преемственность очень важна: мы на этой Земле для того, чтобы всё, что сделаем, передать дальше. Мы взяли, — мы отдали!».