В Великобритании благотворительные магазины начали открываться еще во время Первой мировой войны, но наиболее широкое распространение получили после Второй. Затем этот опыт успешно переняли Австралия и США.

В России первый благотворительный магазин появился в Санкт-Петербурге в 2010 году: с него началась сеть «Спасибо» — сейчас она расширилась до четырех точек. В Москве работает семь благотворительных магазинов, еще столько же в целом по России: в Казани, Череповце, Новосибирске, Якутске, Улан-Удэ, Иркутске.

Для сравнения: в одной только Великобритании насчитывается более 11 200 благотворительных магазинов. В них работает более 221 тысячи волонтеров, которые собирают 350 тысяч тонн одежды ежегодно, при этом от 6 до 10 процентов вещей — новые. Средняя сумма ежегодного заработка всех британских магазинов — 270 миллионов фунтов.

Почему же в России этот формат получил такое слабое распространение и поддержку общества?

Для российских благотворительных магазинов остро стоит вопрос сохранения деятельности в принципе: не все выходят даже на самоокупаемость, не говоря о существенной выручке. В России нет льгот, субсидий и той финансовой поддержки государства, которой пользуются коллеги в Европе и Америке: западные благотворительные магазины не платят НДС, получают до 80 процентов налоговых льгот, а также субсидии на аренду торговых площадей.

Кроме того, в России более слабо развита инфраструктура сбора вещей, их сортировки и хранения. Юлия Кулешова, основатель и руководитель «Спасибо!», рассказывает, что в той же Великобритании для масштабного сбора одежды, обуви, книг и вещей волонтеры объезжают дома со специальными контейнерами, действуют заводы по сортировке и переработке одежды и даже благотворительные ателье по перепошиву одежды.

Более 70 процентов вещей из благотворительных магазинов США и Европы перепродается в секонд-хендах в России, Польше и Украине, на рынках Ганы, Пакистана, Уганды и Нигерии

Все организаторы благотворительных магазинов в России говорят о слабой поддержке СМИ и в целом непривычности формата для населения. Ольга Анохина, основатель проекта «Стиль жизни», мечтает о том, чтобы благотворительный магазин стал таким же привычным, как аптека или булочная.

С другой стороны, у благотворительных магазинов существует серьезная конкуренция в виде доступной одежды от гигантов вроде H&M, где новые вещи можно купить по цене от 300 до 1500 рублей. Туда же можно сдать вещи на переработку и получить купон на скидку, что стимулирует потребителя на дальнейшие покупки, создавая иллюзорное ощущение заботы об окружающей среде: подобная политика производителей даже получила название «зеленый камуфляж» (greenwashing). Этот термин ввел биолог и эколог Джей Вестервельд, описывая поведение, которое нацелено, главным образом, на получение прибыли, а не на реальную заботу об окружающей среде.

Благотворительным магазинам приходится конкурировать и с дешевыми секонд-хендами, куда свозят непроданную одежду из Западной Европы и Америки: по оценкам экспертов, более 70 процентов вещей, отдаваемых в благотворительные магазины США, Канады и Европы, перепродается в секонд-хендах в России, Польше и Украине, а также на рынках Ганы, Пакистана, Уганды и Нигерии. «Вряд ли потребитель отдает себе отчет в том, что, бросая вещи в контейнер для сбора одежды, он делает вклад в глобальный круговорот дешевой одежды из Китая и Юго-Восточной Азии через страны Западной Европы в страны Восточной Европы и Африки», — говорит доктор Эндрю Брукс, автор книги Clothing poverty.

В России новая культура круговорота вещей только формируется. И благотворительный магазин — лишь один из элементов этого движения

Под аляповатыми вывесками «Секонд-хенд из Европы» скрывается одежда, которую не приняли на продажу западные благотворительные магазины. Тогда ее выкупают оптовые продавцы текстиля, чтобы потом перепродать контейнеры б/у вещей в Россию и страны Восточной Европы, где она пользуется спросом. Таким образом, то, что изначально было пожертвованием, становится объектом торговли.

Наконец, существует психологический момент: для российского потребителя важно быть первым и единоличным владельцем вещи. Руководитель сети «Спасибо!» Юлия Кулешова утверждает, что, например, в Британии, где развита культура ответственного потребления и люди привыкли использовать старые вещи, 8 из 10 человек когда-либо покупали бывшую в употреблении одежду.

И все-таки, каким бы слабым ни выглядело положение благотворительных магазинов в России, есть аргументы в пользу покупки именно там:

  1. В благотворительных магазинах можно найти абсолютно новые вещи, которые им передают дизайнеры из непроданных коллекций (например, Ольга Анохина старается поддерживать в магазине «Стиль жизни» соотношение новых и б/у вещей на уровне 40/60 процентов).
  2. В благотворительных магазинах можно купить вещи известных марок и брендов за скромные 200–1000 рублей, а магазин «Лавка радостей» вообще отдает одежду за пожертвование. При этом, например, ассортимент магазина «Благобутик» в значительной мере состоит из дизайнерских вещей, которые передают актрисы Чулпан Хаматова, Дина Корзун, Ингеборга Дапкунайте, Лия Ахеджакова, телеведущие Татьяна Арно, Софико Шеварднадзе, Тина Канделаки, дизайнеры Максим Рапопорт, Даша Гаузер, Лада Калинина и другие известные люди.
  3. Покупая вещи в благотворительном магазине, вы можете быть уверены, что деньги не пойдут в карман международных компаний — торговцев текстилем, а поддержат российские благотворительные проекты: «Подари жизнь», «Вера», «Детские сердца», «Линия жизни» и другие. А также поддержат людей с непростой судьбой, т. к. многие благотворительные магазины, например «Спасибо!» в Санкт-Петербурге, трудоустраивают выпускников детских домов и людей с ограниченными возможностями.

В Советском Союзе было принято передавать одежду родственникам, перешивать, хранить для следующего поколения. Что приходит на смену этому в новой экономической ситуации при огромном росте потребления? В России новая культура круговорота вещей только формируется. И благотворительный магазин — лишь один из элементов этого движения. Возможно, со временем наше отношение и восприятие благотворительных магазинов изменится, они станут по-настоящему привычными, «соседскими», а благотворительность вместо разовых пожертвований и акций станет частью нашей повседневной жизни.

Благотворительные магазины в России:

Москва: «Лавка радостей», «Стиль жизни», «Благобутик», Charity shop

Санкт-Петербург: сеть магазинов «Спасибо!»

Казань: «Счастье»

Новосибирск: Gusto

Якутск: «БлагоДарю»

Череповец: «Так просто»

Улан-Удэ: «Доброшоп»

Иркутск: «Оранжевое солнце»