«Твин Пикс» в деталях. Эпизод 15: Песнь дыма и огня
Последние полтора месяца, если кому-то вдруг посчастливилось не заметить, «Твин Пикс» идет параллельно с другим сериалом о пламени, карликах, великанах, одноруких и одноглазых людях — «Игрой престолов». Сложно сказать, насколько пересекаются аудитории двух телешоу, но их почти одновременный просмотр позволяет обнаружить интересные рифмы. Например, на этой неделе Берик Дондаррион, умиравший и воскресавший уже шесть раз, объяснил Джону Сноу, что их главный и, по сути, единственный враг — это смерть. В новом эпизоде «Твин Пикс» речь тоже идет о жизни и смерти, и, кажется, это противостояние выходит на первый план, потеснив тему борьбы добра со злом.
В этом сезоне было много смертей — сложно вспомнить серию, где бы не было трупов, — однако чуть ли не впервые уход из жизни предстает в абсолютно чистом виде, как естественная часть земного существования. Ни ярости, ни насилия, ни боли — Маргарет Лантерман просто тихо умирает в своем домике, обняв говорящее полено. Ее слова, обращенные к Хоуку, — прощание не только со старым другом, но и со зрителями: два года назад актриса Кэтрин Коулсон скончалась, сыграв свою последнюю роль, в которой не было ничего лишнего, надуманного, искусственного. Лишь спокойная печаль человека, уходящего навсегда и достойно принявшего неизбежное.
Маргарет знает, что смерть — не конец, а только изменение, и даже несмотря на это ей немного страшно, однако другие персонажи Линча боятся скорее жизни. Испуганные Стивен и Герстен сидят, обнявшись, под гигантской секвойей, словно Гензель и Гретель, заблудившиеся в сумрачном лесу: он, кажется, сделал что-то ужасное — может быть, убил Бекки — и в конце концов стреляет в себя, чтобы больше не чувствовать этого страха и этой боли. Никак не может выйти из своей комнаты и Одри, которая продолжает обвинять во всех грехах своего загадочного мужа, но в действительности не может найти в себе силы, чтобы отправиться на поиски Билли. Купер тоже все еще заперт в теле слабоумного Даги, и его белокурая тюремщица, Цирцея из пригорода, сторожит пленника, считая, что они наконец-то обрели свое счастье, и вместе с ним прячась в разноцветном игрушечном мирке от реальной жизни.
Линч и Фрост, который в этой серии снова примерил обличье журналиста Сирила Понса, чтобы в отсутствие Гордона присматривать за персонажами, вообще посадили под замок чуть ли не половину своих героев: одни по доброй воле заперты в своих домах, другие и вовсе оказались за решеткой. Свободные камеры у шерифа Трумена скоро закончатся — помимо Чэда, женщины без глаз и окровавленного человека-эхо, за решеткой теперь оказались и Фрэдди с Джеймсом: охранник-англичанин, вступившись за друга, могучей рукой в зеленой перчатке отправил в реанимацию двух человек, одним из которых, по всей видимости, был тот самый Чак, который угнал машину у Билли. Даже Филип Джеффрис, и тот оказался взаперти, превратившись в потустороннем мире в огромный чайник.
При этом выйти из заточения очень просто, что и продемонстрировала Надин, которая, насмотревшись передач доктора Джейкоби, выбралась из дома с бесшумными шторами, чтобы золотой лопатой выкопать себя из дерьма и дать наконец вольную Большому Эду, истерзанному чувством вины. Тот, в свою очередь, покидает свою заправку и делает предложение Норме, которая тоже решается сделать шаг к свободе и продает открытые по франшизе дайнеры своему скользкому компаньону.
Еще один человек, который не боится жизни, — это Дейл Купер, точнее, та его инкарнация, которую мы по привычке считаем воплощением зла. На самом деле после расставания с Бобом бывший агент ФБР вел себя не так уж и плохо: он, конечно, убил Рэя и любителя армрестлинга, а также заказал супругам Хатченсам, вечно голодным ангелам смерти, начальника тюрьмы и Тодда, но все они были далеко не самыми ценными членами общества. Кроме того, Джеффрис с некоторым удивлением — насколько говорящие чайники вообще способны удивляться — признает в нем Купера, намекая, похоже, на то, что это все-таки не злой двойник, а самый настоящий Дейл, пусть даже обросший волосами и ожесточившийся сердцем.
Купер с самого начала сезона изо всех сил старается остаться на земле, хотя мы по-прежнему не понимаем, что именно он здесь ищет. На этот раз, прежде чем странствующая между мирами бакалейная лавка исчезла в клубах дыма, он выясняет у Филипа, кто такая Джуди, о которой тот отказывался разговаривать в фильме «Огонь, иди за мной». Правда, информация оказывается скудной: только утверждение, будто Купер уже с ней встречался, да цифры в облаке пара — 480551 (в сумме эти цифры, дорогие любители нумерологии, составляют культовое в некоторых кругах число 23, но это, кажется, здесь ни при чем). В любом случае, предполагаемого сына Дейл уже обрел: отобрав у следившего за ним Ричарда пистолет, он даже не стал его убивать, а предложил покататься и поговорить, тем более что Одри Хорн, как выяснилось, все это время хранила у себя фотографию Купера, что тоже может быть намеком на происхождение жестокого малыша Дика.
Хочет вырваться на свободу и другой Дейл Купер — Даги, которого безуспешно ищет лас-вегасское отделение ФБР, неспособное проверить, какие Джонсы упоминались в последних полицейских сводках. Когда прозвучавшее в фильме «Бульвар Сансет» имя Гордона Коула заставляет успешного страхового агента отвлечься от шоколадного торта, он, не придумав ничего лучшего, сует в розетку черенок вилки. О последствиях этого внезапного озарения остается только гадать, да и вообще непонятно, от чего именно он пытается освободиться — от опостылевшей, несмотря на кофе и выпечку, жизни или всего лишь от своего полукоматозного состояния. Потому что из этой серии, где одни люди кричат от ужаса перед действительностью, ползая на четвереньках по танцполу, а другие спокойно готовятся к переходу в иной мир, можно сделать странные выводы о жизни и смерти и о том, кто нам друг, а кто враг. Все-таки с белыми ходоками как-то проще, чем с черными лесорубами.