«Твин Пикс» в деталях. Эпизод 16: Одержимые ангелами
Внутри каждого человека есть золотое зерно — неважно, в прямом или переносном смысле. Не злой демон, не клубок детских травм и обид, не пустота, которую нужно заполнять алкоголем и чужими страданиями, — нет, там всегда есть кто-то сильный, храбрый и добрый, даже если мы уже забыли о его существовании. Это кажется удивительной мыслью для фильма Дэвида Линча, тем более что мы прекрасно помним и ухмылку Боба, и насекомое с лягушачьими лапками, вползающее в непристойно открытый девичий рот, но вся шестнадцатая серия именно об этом, и страшно жалко, что она все-таки кончилась: кто знает, что нас ждет в оставшихся двух эпизодах, которые — вдруг не все в курсе — покажут подряд в ближайший понедельник.
Самая яркая иллюстрация этой революционной идеи — агент Купер. Оказывается, все это время он был внутри Даги Джонса — пил кофе, играл с Санни Джимом, занимался сексом с Джейни — и, очнувшись после удара током, прекрасно помнит дни, проведенные за красной дверью в пригороде Лас-Вегаса. Он даже договаривается с Филипом Жераром, что тот сделает Джонсам нового Даги: для этого нужна лишь золотая жемчужина, которая есть внутри каждого двойника-тульпы, да клок волос оригинала. А сам Купер, снова ловкий, бодрый, уверенный в себе — «Я и есть ФБР», — отправляется наводить порядок в Твин Пикс, заручившись поддержкой влюбленных в него Митчумов.
Мы, конечно, давно догадывались об ангельской природе братьев-гангстеров, но на первых порах их благодушное настроение можно было списать на случайный бандитский каприз. Теперь Купер уже официально заявляет, что внутри у Митчумов — сердца из чистого золота, и розовые девушки в лимузине абсолютно с ним согласны. Что-то человеческое обнаруживается даже в супругах Хатченсах: перед тем как бездарно погибнуть от руки рассерженного обывателя, которому мешал припарковаться минивэн киллеров, персонаж Тима Рота вспоминает добрым словом покойного Сэмми, переживая, что так и не вернул ему долг. А безжалостный подонок Ричард Хорн, попавший в ловушку, расставленную, похоже, для куперовского двойника, напоследок превращается в маленького мальчика, который едет с наконец-то обретенным отцом по ночным дорогам и с радостью выполняет его мелкие поручения — залезть на гору, подержать странный приборчик, исчезнуть в белых всполохах электричества.
Может показаться, что Дайан, пытавшаяся убить Гордона Коула и компанию, несколько выбивается из общего ряда, хотя в ней-то как раз и есть золотое зерно — она тоже тульпа, и для нас, кстати, остается загадкой, куда делась настоящая помощница Купера, которую двадцать с лишним лет назад изнасиловал доппельгенгер начальника. Но на самом деле она ломает заложенную в нее программу: перед тем как достать из сумочки пистолет, Дайан наконец рассказывает всю правду о той ночи и признается, что она — не та, кем кажется, делая, в общем, все, чтобы бывшие коллеги без раздумий открыли ответный огонь.
Да и Одри Хорн — совсем не та ненормальная стерва, которые последние недели терроризировала своего нескладного мужа и никак не решалась отправиться на поиски любовника. Все-таки добравшись до Bang Bang Bar, она снова, как и четверть века назад, танцует свой сомнамбулический танец под музыку Анджело Бадаламенти, вот только заканчивается он внезапным пробуждением: без косметики, одетая во что-то белое, Одри стоит перед зеркалом, с ужасом вглядываясь в свое отражение. Сложно сказать, где она — в коме или в сумасшедшем доме, — но самые большие вопросы теперь вызывает сам городок Твин Пикс. Если бар, где чуть ли не в каждой серии встречались наши старые знакомые, обсуждая в том числе исчезнувшего Билли, и играли все эти музыканты (если вдуматься, порой чересчур хорошие для провинциального кабака — в этом эпизоде нам пел Эдди Веддер из Pearl Jam), существует только в ее фантазии, то насколько реален остальной город? Неуловимого Билли, как мы помним, искали и в дайнере, причем Одри там не было даже рядом, а среди посетителей Bang Bang попадались персонажи, в чьем существовании вроде бы не приходится сомневаться. На некоторые подозрения наводят и откровения Дайан: рассказывая о заброшенной заправке с бакалейной лавкой, она вдруг упоминает офис шерифа, как будто природа у этих зданий одинаковая и они существуют в каком-то одном пространстве. Чей же это сон — коматозной Одри, обкурившегося Джерри, вечно живой Лоры? Может ли оказаться тульпой не только человек, но и целый город? Где мы были все это время? Не факт, конечно, что на следующей неделе мы узнаем ответы на эти вопросы, но хочется верить, что внутри у Линча тоже есть что-то золотое и он не оставит нас блуждать в сумерках еще двадцать пять лет, шарахаясь от желающих прикурить. И вообще: вот приедет Купер — Купер нас рассудит.