На лицо понятные, сложные внутри
Интересная особенность современной экономической системы состоит в том, что она побуждает своих участников выпендриваться друг перед другом. Если вы от природы не склонны к гипертрофированной саморепрезентации или выпендреж противоречит вашим принципам, добиться успеха в этом мире вам будет нелегко. Те же, кому это удается, заслуживают особого уважения.
Поэтому я с огромным почтением отношусь к компании Audi AG. Выпуская по-настоящему крутой автомобиль, они — видимо, из природной склонности к андерстейтменту — оборачивают его в скромную обертку, будто стесняясь его безукоризненности. Обновленный Audi Q5 — живое воплощение этого тренда.
Взгляните на него сзади: молдинг на бампере прихотливо обрисовывает две воображаемые выхлопные трубы (на самом деле там просто пластмасса). Ага, думает смекалистый знаток автопрома: у базовой модели фальшивые заглушки, но у топовой SQ5, очевидно, на этом месте должны быть два настоящих спортивных глушителя? А вот черта с два: те же фальшивки, разве что еще более вопиющие. Возможно, в представлении дизайнеров настоящие глушаки, с их эротичным ревом, украшают некую платоновскую идею Audi Q5, которая в нашем мире теней никогда не будет реализована в силу драконовских эконормативов Euro-7.
Одним словом, если ваш идеал автомобиля — это когда все провожают вас взглядами и бормочут: «Круто!», то Audi, возможно, вообще не ваша марка, и уж точно Q5 — не ваша модель. Если же вы по складу скорее интроверт, то есть обращены внутрь, то вам сюда. Потому что именно внутри у обновленной Q5 множество прекрасных вещей. Перечислять их все мы не будем, но одну точно упомянем. Речь идет о полном приводе Quattro Ultra. Те, кому невмоготу читать о железках, могут пропустить следующий раздел, но имейте в виду: мы писали его для самых неискушенных читателей, ибо и сами не слишком искушены в технических материях.
О полном приводе
Полный привод нужен вам в повороте на мокром шоссе, при трогании с места по траве или снегу, а также каждую минуту вашей жизни — для уверенности в себе и опять же саморепрезентации, поскольку даже дети знают, что полный привод круче и дороже переднего. Для последнего пункта, впрочем, достаточно лишь шильдика «4х4», а потому инженеры уже давно предложили компромисс: шильдик прикручивается намертво, а сам привод включается только когда нужно.
Как это сделать? Из коробки передач торчит вал, ведущий к задним колесам. Если он передает этим колесам вращение от двигателя, полный привод включен. Однако в вал можно вставить муфту, которая будет размыкаться, когда в полном приводе нет нужды. Тогда двигатель будет крутить только передние колеса, а задние задние станут вращаться сами по себе, вместе с убегающей назад дорогой.
Проблема в том, что, где бы вы ни поставили эту муфту, какая-то часть всей массивной конструкции будет вращаться вместе с задними колесами, а оставшаяся часть — с двигателем, то есть с коробкой передач. Другими словами, вращаться она будет так или иначе. А значит, станет пожирать драгоценную мощность мотора, расходуя ее на трение.
И вот тут приходит система Quattro Ultra, использованная в этой модели. Суть ее в том, что передача вращения через громоздкую штуковину под днищем блокируется сразу в двух местах. Во-первых, возле самой коробки передач. Именно там стоит многодисковая муфта, которая получает сигнал от компьютера и подключает вращение вала, а вместе с ним и задней оси. Вторая отключалка стоит у самых задних колес: она, не мудрствуя лукаво, просто отсоединяет эти колеса от кардана, так что они начинают крутиться независимо, как у тележки в супермаркете. В результате проблема бессмысленного вращения куска металла под днищем решена, со всеми вытекающими бонусами в виде улучшенной динамики и экономии топлива.
Если вы, понимая что-то в технике, все же прочли эту профанацию для десятиклассниц, то могли осознать, что все описанное — просто система xDrive из BMW, вывернутая наизнанку: вместо передней оси — задняя. И конечно, при постоянном приводе на передние колеса в ней появляется совершенно новый, неведомый экс-драйву смысл.
Многодисковая муфта управляется хитрющей электроникой, которая анализирует полторы сотни разных параметров движения: крен, проскальзывание колес, усилие на руле, что угодно. При необходимости система подключает заднюю ось очень быстро, за 0,2 секунды. Машина за это время успевает проехать метров пять. Это не много, но опытный водитель заметил бы срабатывание автоматики, если бы не фокус: система способна подключить задние колеса еще до того, как полный привод реально понадобится! Это потому, что набор анализируемых параметров включает еще и вид на дорогу впереди: смена покрытия, повороты, помехи движению. На выходе мы имеем маленькое техническое чудо: автомобиль большую часть времени использует передний привод, однако ни один водитель-испытатель не способен (по утверждению инженеров Audi) найти никакого отличия в движении от традиционного полного привода Audi quattro с системой Torsen.
Скромность и гордыня
Но довольно о чудесах техники: все же понимают, что чванливых автомобильных пуристов ими не впечатлишь. Они все равно будут смотреть на полный привод Quattro Ultra c тем же выражением лица, что и на фальшивые глушители: привод ваш, мол, ненастоящий, для девочек. Этим выпендрежникам и двигатель TFSi (249 л. с.) наверняка не нравится: слишком идеальный, не студит кровь в жилах и не горячит воображение, просто дает ровно столько мощности, чтобы о ней не думать. Уж наверняка они скажут, что у новой Q5 интерьер и моторы от A4, подвеска и пневматика (да, есть и такая опция) — от Q7. Что есть полная правда. Но скажите, чем вам все это не нравится?