Видевшие трейлер готовились, конечно, к худшему. Горстка отважных воинов под сумрачным рязанским небом, ордынцы, парящие в воздухе будто белки-летяги, алые хоругви, голубые ленты — «Легенда о Коловрате» грозила стать «300 спартанцами», перепертыми на язык родных осин. Кажется, что богатырь вот-вот заорет: «Се Рязань!» — и обутой в лапоть ногой отправит ворога в колодезный сруб. А тут еще гигантский боевой медведь, рвущий в клочья врагов, — мы, между прочим, еще после «Защитников» до конца не оправились, а вы нам опять косолапого монстра подсовываете. Может, лучше мамонта отогреть и приручить для разнообразия?

Однако как раз фильм Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого о борьбе рязанских партизан с проклятою Ордой и показал, как нужно снимать отечественные кинокомиксы. «Легенда о Коловрате» — это, конечно, никакой не исторический фильм, да и сами авторы, кажется, не претендовали на то, чтобы по их картине школьники готовились к заграничным выступлениям. К тому же странно рассуждать об исторической достоверности, когда речь идет о герое сказания, который, возможно, с самого начала был плодом чьей-то выдумки: жил ли в XIII веке воевода Евпатий Львович Коловрат, который после сожжения Батыем Рязани собрал уцелевших воинов и начал гвоздить ордынцев дубиной народной войны, — вопрос спорный.

В итоге авторы с чистой совестью дали волю фантазии. Игрушечная Рязань, нарисованная на компьютере не без влияния «Ведической Руси» Иванова, — странный город без деревень и посадов вокруг. Евпатий Коловрат, которого сценаристы разжаловали из воевод в десятники, устраивает рейды по тылам врага с отрядом из двух десятков человек, хотя считается, что под его началом состояла пара тысяч воинов. О нарядах и мейкапе ордынцев, которые могли бы представлять коллекцию какого-нибудь модного гонконгского дизайнера, и говорить нечего. Да и создатели картины постоянно подчеркивают: легенда все это, не придирайтесь. Может, двадцать воинов было, а может, и пять тысяч — не в этом дело.

Снимать фильмы про сверхлюдей с суперспособностями — это, пожалуй, и впрямь не наш метод создания кинокомиксов. Есть у нас, конечно, былины про могучих богатырей, но сказки про Ивана-дурака как-то ближе, и неслучайно Коловрат оказывается в картине больным на всю голову: в детстве ему проломили череп, поэтому по утрам Евпатий буен и маловменяем, а угомонившись, долго вспоминает, что же с ним произошло за последние тринадцать лет. Зато он ловко крутит двумя мечами (за это коловращение клинков его якобы и прозвали Коловратом), разбирается в тактике ведения боя и каждый день заново влюбляется в жену Настю, принося ей свистульки, в которые она потом нежно дует.

Враги, как положено, выглядят в фильме несколько расчеловеченными, так что пожалеть солдат, легших в чужую промерзлую землю, вряд ли получится. Оно, конечно, и к лучшему. Маски и макияж воинов-андрогинов в итоге оказались самой прямой цитатой из Зака Снайдера: в целом «Легенда о Коловрате» похожа на «300 спартанцев» в той же степени, что и на «28 панфиловцев», то есть весьма умеренно. Впрочем, у нас и без того богатая традиция изображения гламурного врага: взять хотя бы кожаных эсэсовцев или манерных белогвардейцев. Да и в псах-рыцарях на тонком льду, которые мелькнут в финале картины, есть, конечно, что-то блестящее.
Если воспринимать картину как комикс или сказку, то «Легенда о Коловрате» оказывается красивым и на удивление ладным фильмом, где детали четко пригнаны, все развешанные ружья вовремя стреляют, а актеры не фальшивят
Зато наши почти безупречны. Кто-то, разумеется, излишне горд, кто-то чересчур самонадеян, а кто-то немного трусоват, но чтобы предать товарищей или бежать с поля боя — это ни в коем случае. В общем, если воспринимать картину как комикс или сказку, не пытаясь понять, например, каким образом ордынцы в страшную метель за одну ночь добрались до Рязани, сожгли ее дотла и куда-то испарились, то «Легенда о Коловрате» оказывается красивым и на удивление ладным фильмом, где детали четко пригнаны, все развешанные ружья (точнее, наверное, луки) вовремя стреляют, а актеры не фальшивят, даже когда их заставляют произносить что-нибудь вроде: «Так идите и убейте нас!» Да и медведь Потапыч вполне убедителен.

Единственной странной деталью в этой конструкции оказывается болезнь Коловрата: не совсем понятно, для чего понадобилось, чтобы Евпатий был инвалидом, которого давно стоило бы комиссовать. Но тут, кажется, то ли у сценаристов случился прокол, то ли рельефно вырисовалась фига в кармане. Ведь все вроде бы сделали как надо: наши — герои, враги — нелюди, раздробленность Руси — беда. Даже ордынцев ни разу не назвали татарами, что с научной точки зрения, конечно, правильно, но все-таки странно. Вообще опасной в наше время историчности в «Легенде о Коловрате» минимум. Но вот когда главный герой, простой русский человек, каждое утро начисто забывает, что у него есть красавица-жена, ласковые дети, любимая работа, и снова возвращается в прошлое, переживая давным-давно завершившийся бой и расшвыривая во все стороны родных и близких, которые пытаются его утихомирить, — это, простите, что за метафора? Или это намек, что Коловрат, в сущности, прав: война действительно продолжается и расслабляться, нежась в светлом тереме на перине, не стоит? Ведь уйдут ордынцы — придут немцы. Утонут немцы — объявятся еще какие-нибудь ляхи. Девушка Лада может сколько угодно просить Богородицу, чтобы войны больше никогда не было, — прав все равно несчастный Коловрат, которого приходится привязывать к кровати, чтобы он раньше времени не начал бой, назначив врагом того, кто поближе.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаДаже ради замечательного актера Серебрякова стоит пойти на этот фильм. Который "в начале 2012 года эмигрировал вместе с семьёй в Канаду, причиной отъезда, по словам самого актёра, стала сложившаяся в Российской Федерации неблагоприятная социальная обстановка, связанная с ростом агрессии и нетерпимости, несоблюдение властями элементарных гражданских прав населения".
Князя "Серебрякова" убивают посередине фильма. Короче, убивают всех, кроме актера Ильина. Вот с ним у режиссера вышла лажа. Как смотрю на него, так кажется, что он скоро ржать будет. Как то он у меня прочно с интерном ассоциируется. Лучше бы Пашинина взяли, хотя он в АТО сейчас, защищает Украину от другой орды с востока.
Удалить комментарий?
Удалить ОтменаСергей Кравчук, как раз Ильин-младший мне нравится больше Серебрякова. Но лучше всех Трибунцев, конечно.