Между отечественным и зарубежным кино сейчас образовалась очень высокая конкуренция. Каждый четверг, традиционный день выхода новинок в прокат, в России на экранах появляется по 8–12 фильмов. Конечно, некоторые из них — нишевые ленты, это артхаус и авторское кино, но нельзя их не считать. У них своя конкуренция тоже существует.

А ужесточилась она в связи с победой цифры. Цифровая эра открыла возможности для всей индустрии, в частности российской. Но одновременно она сильно понизила барьеры вхождения на кинотеатральный рынок: цена входа уменьшилась буквально в 10 раз. Относительно недавно на российском рынке выходило 250 фильмов в год, а сейчас — 450, потому что стоимость пленочной копии перестала быть барьером для выхода фильма на широкие экраны: раньше мало кому по карману был тираж.

Кроме того, последние 3–4 года начала приносить свои плоды работа Фонда кино и его программы питчинга: все больше российских фильмов претендуют на то, чтобы стать date-movie, то есть главным или как минимум существенно заметным фильмом в определенный день. Приятно при этом, что российские фильмы конкурируют не только с иностранными, но и между собой.

Если киносреда не способна самоорганизоваться, в ее дела будут вмешиваться то Госдума, то Минкульт с их сомнительными идеями

В условиях этой конкуренции конфликты, подобные нынешнему, нормальны. У этого есть и положительные стороны. В первую очередь конфликт мотивирует всех участников рынка — прокатчиков, правообладателей, продюсеров и государство — внимательно вести диалог и определить новые правила игры.

Какими они могут быть? Мне и многим моим коллегам кажется разумной идея, чтобы дата выхода зарубежного фильма в российский прокат строго соответствовала дате премьеры в стране происхождения. Если в Америке американский фильм выходит 18 января, то и у нас он должен выйти 18 января, а не 15 февраля. Это в какой-то степени все упорядочит.

Кроме того, стоит ограничить порочную практику так называемого превью. Например, премьера российского фильма специально назначена за пару недель до премьеры американского, чтобы не потерять в сборах. Но вдруг за неделю до американской премьеры прокатчик устраивает превью: сеансов меньше, чем при классическом показе, но их достаточно, чтобы лишить российскую премьеру 30 процентов потенциального сбора. Такую практику стоило бы оставить в паре кинотеатров города, но не позволять делать ее массовой.

Ну и еще одно очевидное правило связано с тем, что некоторые крупные кинопроекты анонсируют дату своего выхода сильно заранее, например, за год. Остальные участники рынка должны быть в диалоге и учитывать это решение, чтобы всем было комфортно.

А что касается таких мер, как вмешательство чиновников в календарь премьер, то вообще протекционизм со стороны государства в любой индустрии вполне естественен. Америка — лидер государственного протекционизма. И в разумных пределах это вполне нормальный инструмент. Но проблема в том, что в России дикий кинорынок: всем друг на друга плевать. Поэтому то Госдума примет бестолковый закон, то Минкульт выступит с сомнительным распоряжением и за день до премьеры не выдаст фильму прокатное удостоверение. А когда киносреда способна самоорганизоваться до какого-то цивилизованного состояния, у нее будет право, силы и авторитет сказать: «Ребят, не лезьте, у нас все нормально».