
Подышать в затылок актеру. Об иммерсивном спектакле «Дом 19/07»
В гардеробе вместе с номерком мне выдают красную маску. Тут же просят ее надеть и не снимать до конца представления. Я надеваю маску и отправляюсь в зал, где к тому моменту собралось уже довольно много зрителей.
Посреди зала стоит большой стол, на нем — медовик, приготовленный по дореволюционному рецепту. Тесто покрыто съедобным золотом, на каждом из отрезанных кусочков торта одна или две ягоды клюквы. Разрезает медовик и рассказывает о нем человек в поварском кителе, который представляется неким дореволюционным поваром, готовившим для царской семьи.
— Проходите, берите медовик, — говорит повар, — берите и бокалы: у вас за спинами два фонтана — один с морсом, а другой с «непьяным» вином, разбавленным виноградным соком. — Он показывает рукой на стеклянные трехуровневые фонтанчики с вином и морсом.
Ко мне подходит женщина и предлагает обменять красную маску на ее черную.
— Я с мужем неделями не вижусь, хотела бы провести вечер вместе с ним, — говорит она.
Тут дело вот в чем. Спектакль недаром называется сериалом — его можно посмотреть трижды, в составе разных групп, в зависимости от того, какая у вас маска — белая, красная или черная, — и увидеть разные истории, разыгранные актерами.
Мы меняемся масками. Спектакль начинается. Люди в белых масках уходят с симпатичной «тургеневской девушкой», в красных масках — с двухметровым «дворянином», а в черных — с мрачным «слугой».
Захожу в комнату, где стоит карточный стол. За столом актер тасует карты. Он приглашает кого-нибудь из зрителей сесть рядом с ним и показывает несколько карточных фокусов. Входит другой актер, после чего первый с извинениями просит севшую к нему зрительницу покинуть стол — пришел важный человек. Зрительница уходит, на ее место садится второй актер. Между ними завязывается дружеская беседа, они играют в карты, вскоре один из них проигрывает все деньги — и начинается скандал. Оба вскакивают, начинают кричать друг на друга. Вдруг первый хватает второго за плечи и толкает в стену — тот ударяется о нее в каких-то 10 сантиметрах от зрителя. Оба постепенно успокаиваются и решают встретиться еще для одной игры — второй актер хочет отыграться. На этом сцена заканчивается, «слуга» уводит нас в другой зал.