big.jpg

Игорь Бутман: В Америке ко мне подходили со словами «вы открыли нам джаз»

Партнерский материал

В Москве и Санкт-Петербурге с 14 по 18 марта пройдет XVIII международный фестиваль «Триумф джаза». «Сноб» поговорил с его создателем, саксофонистом Игорем Бутманом о том, нужно ли искать ключ к джазу, чтобы его понять, и какую поп-музыку слушают профессиональные джазмены

13 Март 2018 18:05

Забрать себе


Ɔ. Вы каждый год проводите 11 международных джазовых фестивалей. «Триумф джаза» пройдет уже 18-й раз. Чем объясняется популярность этого музыкального направления в России?

Интерес к этой музыке всегда был большой. В советское время она воспринималась как глоток свободы: в импровизации музыкант совершенно свободен, он волен создавать художественный образ, соответствующий его внутреннему состоянию во время игры. С годами интерес к джазу в России только усиливается. Это очень гибкий вид искусства, он все впитывает в себя, даже поп-музыку перерабатывает по-своему. Благодаря этому джазом увлечены люди всех возрастов. Это видно по тому, кто приходит в наши клубы. Вот скажите, где еще встретить красивую и умную девушку? В баре или в клубе можно найти красивую, но будет ли она умной? Лучше идти в консерваторию или джаз-клуб.

Игорь Бутман

Фото: Владимир Яроцкий


Ɔ. Джаз — музыка сложная. Как научиться его понимать?

Джаз не нужно понимать, как и классическую музыку. Если вы говорите джазмену, что вам не нравится его игра, а он говорит, что вы просто не понимаете джаз, то можете смело ему сказать, что он плохо играет. Музыкант может прекрасно владеть инструментом, но при этом не понимать, зачем он выходит на сцену. Плохие музыканты выходят на сцену выполнять упражнения, а не создавать художественный образ. И тогда слушателю не нравится, и он думает, что не понимает эту музыку.


Ɔ. То есть никакого секретного ключа к джазу нет?

Совершенно верно. Часто человек приходит к нам в джаз-клуб и после концерта говорит: я раньше не понимал джаз, а теперь, кажется, понял. Это означает, что раньше он бывал на плохих концертах, а теперь побывал на хорошем. И это не только в России. В Америке ко мне подходили и говорили: вы открыли нам джаз. В Америке, где джаз родился!

Фото: Владимир Яроцкий


Ɔ. Можете составить рейтинг стран по уровню развития джазовой культуры?

По количеству хороших музыкантов Америка — первая. Она задает направление развития современной джазовой музыки. Остальные страны трудно расставить в рейтинге, потому что тут нужно настоящее исследование со статистикой. Очень хорошие музыканты в Италии, в Японии, что было для меня настоящим открытием; настоящие профессионалы в Англии — тот же Джон Маклафлин, известнейший гитарист. В Скандинавии меньше звезд, но школа у них сильная. Россия, по моему мнению, находится в семерке лучших. У нас сильнейшие пианисты, отличные трубачи, великолепные барабанщики.


Ɔ. Вы слушаете какую-то музыку помимо джаза?

Недавно послушал Эда Ширана. Очень понравился.

Фото: Владимир Яроцкий


Ɔ. А из российских исполнителей?

Был на концерте Ноггано. Еще удивился — вижу, что Баста, а все называют его Ноггано. Потом мне объяснили, что Ноггано и Баста — это псевдонимы одного артиста, Василия Вакуленко. Не могу сказать, что это меня сильно увлекло, но интересно.

Мне больше нравится старое. Например, «Отпетые мошенники», их песня «Люби меня, люби». В ней есть мелодия, обаяние. Если ты профессионально занимаешься какой-то музыкой, то ты же не сухарь, ты человек. И если даже не признаёшься, что слушаешь «Отпетых мошенников», то, пока никто не видит, точно слушаешь.
Ɔ.

Записал Александр Косован

Новости партнеров

0 комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться