Миланский метр
Для рекламных кампаний короткометражки — кладезь возможностей. Устанешь считать зайцев, убитых одним щелчком кинохлопушки. Можно устраивать отдельные показы (или даже организовать прокат), можно участвовать в кинофорумах (в том числе первой величины), и конечно, короткий метр очень востребован в Сети. Но чтобы выжать из малого побольше, сначала все же нужно снять что-то стоящее. Один из очевидных примеров удачного использования малой формы для амбициозных рекламных целей — фильм Castello Cavalcanti, который режиссер Уэс Андерсон сделал для Prada и представил на Берлинском кинофестивале в 2014 году.
Успех этой кинозатеи так вдохновил заказчиков, что они попросили Андерсона оформить в стилистике фильма кафе Bar Luce в миланской штаб-квартире бренда. Но перспективность идеи оценили и другие марки из столицы Ломбардии, причем не только связанные с индустрией моды. Так, производитель знаменитого итальянского биттера решил сделать сразу целую серию короткометражных фильмов Campari Red Diaries, призвав под свои знамена лучших режиссеров страны. Первый фильм в 2017-м доверили Паоло Соррентино, который сотворил маленький шедевр с криминальным отливом — Killer in Red.
Появление обладателя «Оскара» в режиссерском кресле короткометражки многих удивило. Но для Соррентино это был вполне логичный шаг. Дело в том, что его кумир Феллини снял свой единственный рекламный ролик именно для Campari, и Паоло, проделав сначала то же самое, решил пойти еще дальше. И хотя потом ему не предложили переоформить легендарный бар Camparino, экранную планку он поднял очень высоко. Так что режиссеру вышедшего в начале 2018 года второго мини-фильма The Legend of the Red Hand Стефано Соллиме пришлось попотеть, чтобы не ударить в грязь лицом. Соллима сделал себе имя на картинах и сериалах о жизни закоренелых преступников («Гоморра», «Субура»), и от него ждали еще одного криминального нуара. Но в итоге получился скорее шпионский экшен, где героиня Зои Салдана охотится за неуловимым барменом-виртуозом в красной перчатке. Ее партнером стал весьма любопытный актер Адриано Джаннини, с которым мне удалось пообщаться на премьере фильма.
Для Италии он абсолютный секс-символ, если нужен на экране герой-любовник, соблазнитель или загадочный красавец, ему звонят первому. При этом в жизни Адриано человек скорее застенчивый и, хотя привык к вниманию, специально его к себе не привлекает. Он начинал как оператор, а потом решил пойти все же по стопам своего прославленного отца Джанкарло Джаннини, причем сразу сделал очень рискованный шаг — Гай Ричи позвал его сыграть вместе с Мадонной в ремейке картины Лины Вертмюллер «Отнесенные необыкновенной судьбой в лазурное море в августе». Фильм назывался «Унесенные», а играть предстояло ту же роль, что Джаннини-старший исполнил почти за тридцать лет до этого. Но Адриано перспектива неизбежных сравнений не беспокоила, и он взялся: «У меня нет комплекса сына большого актера, а папа, слава Богу, не страдает комплексом мэтра. Хотя, когда я сообщил ему, что собираюсь встать по другую сторону камеры, он поначалу не был в восторге». Позже Адриано явно шутки ради согласился озвучивать Хита Леджера, сыгравшего Джокера в «Темном рыцаре». Шутка заключалась в том, что опять-таки его отец когда-то озвучивал того же персонажа в исполнении Джека Николсона. Эта выходка, однако, принесла Джаннини-младшему национальную премию «Серебряная лента» в номинации «Лучший дубляж». «Леджер задал мне ту еще задачку, — признается Адриано. — В кадре он постоянно менял тембр голоса, издавал разные звуки. Но я люблю дубляж, потому что это возможность увидеть работу другого актера с очень близкого расстояния и подсмотреть что-то для себя». Еще одну «Серебряную ленту» Джаннини получил уже как режиссер (внимание!) короткометражки «Игра» (Il gioco): «Сюжет я нашел у писателя Андреа Камиллери. У него есть крохотный рассказ, в котором он описывает одну необычную игру на деньги из своего детства. На площадке было семь мальчишек, которые не особенно меня слушались, но в итоге во многом благодаря им история, состоявшая из нескольких предложений, сложилась во что-то большее».
А совсем недавно Джаннини как режиссер сделал еще один мини-фильм Sarà per un’altra volta («В следующий раз»), в котором доисторические люди пытаются добыть огонь. Заказ поступил от департамента культуры итальянской области Марке, где хотели таким образом прорекламировать красоты родного края. И если даже чиновники из далекой от модного Милана Анконы поверили в волшебную силу короткого метра, то простым гражданам от него теперь точно никуда не деться.Ɔ.
Автор: Алексей Гаспаров