
«Путешествие по Петрушевской»: Анна Наринская и Катя Бочавар о выставке «Петрушествие»
Как родилась идея выставки?
Анна Наринская: Выставку о Петрушевской мне предложил сделать ее сын — Федор Павлов-Андреевич. Я не сразу согласилась. Во-первых, я не специалист по Петрушевской, а во-вторых, выставка — это всегда препарирование. Куратор предлагает свой взгляд на феномен, и нет никакой гарантии, что мой взгляд приятен Людмиле Стефановне. И тогда зачем ей такой подарок на день рождения? Но в концов концов Федор меня убедил в том, что некая неавторская трактовка Петрушевской со стороны необходима. Он же привел в проект Катю Бочавар, с которой мы всегда дружили, но никогда не сотрудничали. А в качестве «петрушевсковеда» мы привлекли Елену Рыбакову — литературного критика и специалиста по творчеству Петрушевской.
Что это за экспозиция?
Анна Наринская: Наша выставка об ощущении, которое дают произведения Петрушевской. В ней есть и документальная часть — черновики и фотографии, но главное здесь — атмосфера. Сначала я хотела назвать выставку «Петрушевскость». Потом мы придумали более смешное название «Петрушествие»: в нем есть и эта «атмосферность», и призвук «сумасшествия» и «путешествия».
Катя Бочавар: «Петрушествие» — это симбиоз трех людей: Петрушевской, Наринской и Бочавар, а все помещения здесь — наша общая квартира. Вы услышите голос самой Петрушевской, которая рассказывает о своих вещах, но где здесь они, а где предметы из квартир Наринской и Бочавар, вы не узнаете. Выставку действительно можно назвать театральной постановкой: когда мы делали ее, то вживались в Петрушевскую, становились ею и, в некотором смысле, играли ее роль.