Раньше «Танцы о любви» шли в Москве и всегда 14 февраля, в День всех влюбленных. В этом году они пройдут в Петербурге на исторической сцене Александринского театра. В смене времени года и новой локации нет ничего особо концептуального — сплошная экономика. Ведь большинство танцовщиков, принимающих участие в концерте, — танцовщики Мариинского театра, имеющие петербургскую прописку, значит, минус расходы на гостиницу. Но, разумеется, не только!

Давно замечено, что сезон белых ночей, на который приходится пик туристической активности, — идеальное время для подобных проектов. С одной стороны, роскошный, золоченый, недавно обновленный россиевский ампир Александринки, с другой — остро современная хореография, которую редко когда увидишь на академической сцене. Главный принцип, которым руководствуются организаторы Jokerlab (продюсерская компания Александра Сергеева и Екатерины Барер) — игра без правил, танец без границ, любовь без барьеров. Одним махом отменяются все стародавние запреты и неизвестно кем наложенные табу.

Например, что Лебедя надо танцевать исключительно в предсмертной истоме, подражая великим балеринам, обожавшим умирать под музыку Сен-Санса. Номер Даниэля Пройетто в исполнении примы Венской оперы Кетеван Папава совсем о другом: о том, как балетный Лебедь может быть наивным, смешным и даже жалким в своем стремлении к совершенству. Но при этом из его неутомимого мельтешения и взмахов рук-крыльев и возникает тот самый лебединый миф, без которого нельзя представить себе искусство балета.

И как логичное продолжение темы — балетная миниатюра «В сторону “Лебедя”» на музыку Леонида Десятникова в постановке Алексея Мирошниченко. По сути это изящный и трогательный post scriptum ко всем лебединым песням, а точнее, танцам, который впервые прозвучит в исполнении пианистов Полины Осетинской и Алексея Гориболя, согласившихся в этот вечер поддержать пластический дуэт мариинских звезд Олеси Новиковой и Александра Сергеева. На самом деле это давно забытое ощущение, когда музыка возникает не из динамиков по команде звукооператора, а рождается из непосредственного диалога танцовщиков и музыкантов, находящихся на одной сцене.

А вот в балете «Двое на качелях», поставленном Раду Поклитару по знаменитой пьесе Уильяма Гибсона, без современных технологий не обойтись. Ведь половина некогда супер кассовой пьесы, как известно, состоит из разговоров по телефону. Сейчас бы Гитель и Джерри, наверное, обменивались бы эсэмэсками или зависали в чатах. Но во времена Гибсона людям все-таки было еще важно слышать голоса друг друга. Собственно, об этом балетные исповеди в исполнении Дарьи Павленко и Игоря Колба. В их танце много недосказанной нежности, ранящих признаний и страстного желания выговориться, обрести родную душу. Сыграть все это безумно трудно, но когда безнадежно устаревают слова, а телефонный аппарат выглядит на сцене музейной архаикой, вступает и побеждает танец.

И еще один балет, еще одно знакомое классическое название: «Видение розы». Кажется, все уже это было и видено бессчетное количество раз: спящая девушка в кресле, танцовщик в розовом трико, расшитом подвядшими лепестками… Ее пробуждение, его пируэты в воздухе, их совместные танцы под музыку Вебера «Приглашение к танцу». Но у хореографа Владимира Варнавы нет особого желания погружаться в сны и видения столетней давности. У него девушка вернулась явно не с бала, а с какого-то другого вечернего мероприятия, и мечтает она не о принце в трико и лепестках, а о взрослом мужчине южных кровей с мускулистым торсом и волосатыми руками. И в этом нет ни капли иронии или насмешливого снижения романтического пафоса. Просто у каждого времени свое «Видение розы». А сам танец в исполнении Полины Митряшиной и Александра Челидзе получился чувственным, смелым и каким-то волнующе пряным. Как и ароматы L’Etoile Scent Bibliotheque — генерального партнера «Танцев о любви» в Санкт-Петербурге.

Вечер современной хореографии «Танцы о любви» состоится на сцене Александринского театра 30 июня. Начало в 19:00.