Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

20 июля — 5 августа

Ксения Перетрухина. «Театр зрителя» (Главная аллея)

Центральная аллея ВДНХ на время всего фестиваля усилиями художницы Ксении Перетрухиной превратится в творческую лабораторию. Специально выстроенные в разных частях аллеи 4 театральных зала позволят всем пришедшим побыть одновременно и зрителем, и актером. «Тотальный театр» откроет панораму столицы и даст возможность понаблюдать за жизнью города, поднявшись на трибуну у фонтана «Дружба народов». В «Горизонтальном театре» гости, следуя инструкциям, сами смогут ставить спектакли. В «Карманном» предметом пристального изучения и творчества станут карманы посетителей, а в «Театре одного зрителя» каждому дадут полную свободу действий — хочешь пой, хочешь пляши, хочешь признавайся в любви. Участие в подобных интерактивах требует раскрепощенности и готовности к эксперименту. Но очевидно, что это не только развлечение, но и ценный психологический опыт.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

20–29 июля

Rimini Protokoll. Situations Rooms (Павильон № 69)

Прославленная на весь мир немецко-швейцарская команда Rimini Protokoll, работающая в области документального театра-исследования и уже знакомая московскому зрителю, в первую очередь, по городскому флешмобу-квесту Remote Х и «квартирному» спектаклю «В гостях Европа», покажет мультимедийный спектакль о войне. Название Situations rooms связано с так называемыми «ситуативными» комнатами американского Белого дома, откуда руководство страны ежедневно получает сводки о военной обстановке в мире. Путешествуя по длинному лабиринту комнат, зритель, вооружившись планшетом, будет слушать и смотреть истории 20 людей из разных уголков света, тем или иным образом задетых войной. Rimini Protokoll всегда стремится сделать зрителя участником перформанса, и в этот раз посетителям Situations Rooms предстоит почувствовать себя жертвами бомбоудара, побывать в берлинском тире, примерить на себя роль врача, проводящего ампутации в Сьерра-Леоне, стать фотографом в Афганистане. За глубокое исследование войны, оказывающее на зрителя мощное психологическое воздействие, спектакль Situations Rooms получил несколько международных наград, в том числе премию «За высокое мастерство» на 17-м Японском медиа-арт-фестивале в 2014 году.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

20 июля в 20.00

Театр наций. «Наше все… Нодар Думбадзе. “Я, бабушка, Илико и Илларион”» (Дом культуры)

«Наше все» — это цикл спектаклей Театра наций о жизни и творчестве известных советских писателей. За постановку самого знаменитого «оттепельного» романа Нодара Думбадзе «Я, бабушка, Илико и Илларион», экранизированного в 1962 году Тенгизом Абуладзе, взялся актер Георгий Иобадзе, дебютировав в качестве режиссера. Он же автор инсценировки и единственный исполнитель. История растущего без родителей в грузинском селе мальчика Зурико, ставшего свидетелем начала войны, его первые романтические чувства, учеба в Тбилиси, возвращение в родные края — все перипетии жизни героя уместились в этот моноспектакль, наполненный легкой грустью и тонким юмором, ностальгией по ушедшему времени и прекрасными, берущими за душу грузинскими песнями.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

22 июля в 20.00

Театр наций. «Наше все… Бродский. Лица необщим выраженьем» (Дом культуры)

Еще одна монопостановка из цикла «Наше все» попала в афишу фестиваля. Актер Дмитрий Сердюк, известный своими ролями в спектаклях Театра наций «Укрощение строптивой» и «Сказки Пушкина», поставил музыкальный перформанс об Иосифе Бродском. Это спектакль об одиночестве поэта, его конфликте с обществом и, наконец, о поисках самого себя. В основе — его дневники, отрывки из нобелевской речи и, конечно, стихи. По словам актера, это очень личная работа, интонация и пафос спектакля напрямую вытекают из его собственного восприятия поэзии Бродского и его судьбы.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

31 июля и 1 августа в 21.00

Les plasticiens volants. «Космическая Одиссея» (Главная аллея)

Специально к дню рождения ВДНХ знаменитые французские уличные перформеры Les plasticiens volants готовят масштабный проект «Космическая Одиссея». Les plasticiens volants работают с огромными надувными фигурами — марионетками, которые буквально «нависают» над публикой, а снизу управляются опытными артистами-кукловодами. Эти волшебные существа умеют «разговаривать» с ветром, ловко обходить препятствия, маршировать по улицам, протискиваться в узкие закоулки. «Воланы» покорили мир и выступают на самых крупных международных мероприятиях: они засветились на церемониях открытия и закрытия Олимпиады в Барселоне, Сочи и Сиднее, выводили своих марионеток в день запуска тоннеля под Ла-Маншем. И на фестивале «Вдохновение» работают уже во второй раз: в 2015 году программа «Жемчужина» была посвящена жизни морских существ. В этот раз они будут исследовать космос, звезды, вселенную. 35 воздушных объектов поднимутся ввысь на главной аллее ВДНХ.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

2–4 августа в 20.00

NoGravity Theatre. Aria (Зеленый театр «Сцена на воде»)

Итальянский режиссер, сценарист, иллюзионист и хореограф Эмилиано Пелиззари сотворил невероятное. Артисты в его спектакле Аria в буквальном смысле слова летают, висят в воздухе, как будто на них не действуют законы гравитации. Тайны этого трюка Эмилиано не выдает. Аria объездила уже всю Европу, и везде зрители в прямом смысле не верят своим глазам: как такое возможно? Здесь танцуют под барочные арии, музыканты аккомпанируют «плывущим» по небу русалкам, чудеса технической мысли раздвигают возможности сценического пространства. Нет больше привычных представлений об опере, балете, театре: в мире, созданном компанией NoGravity, действуют иные законы — словно сцена и вправду находится в открытом космосе.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

3–4 августа

Людмила Петрушевская. «Юбилейное кабаре» (Дом культуры)

Людмила Петрушевская отмечает в этом году свое 80-летие. На сцену в качестве певицы она вышла незадолго до своего предыдущего юбилея, и за 10 лет сделала головокружительную эстрадную карьеру. Ее кабаре выступало на лучших сценах мира, в России она тоже выступает на самых разных площадках, а еще совместно со «Снобом» выпустила три сольных альбома. Обновленная юбилейная программа — это песни Марлен Дитрих и Эдит Пиаф, чтение собственных текстов, а еще постоянная смена образов и блестящая актерская игра.

23–25 июля. 31 июля — 1 августа

Кинопрограмма «Сцена. Экран. Реальность» (Дом культуры)

Международная кинопрограмма фестиваля «Вдохновение» тоже связана с театром. В ней есть фильмы о выдающихся артистах:  Роберто Балле, итальянском танцовщике, солисте Ла Скала («Роберто Балле — искусство танца», режиссер Франческа Педрони). Есть о знаменитых деятелях культуры, определивших актуальный театральный контекст, — о Франке Касторфе, много лет руководившем немецким Volksbühne и в 2017 году покинувшем свой пост, что стало настоящей сенсацией для всего театрального мира («Партизан», режиссеры Лутц Пленет, Адама Ульрих, Матиас Алерт). В других работах использованы достижения театрального искусства, перенесенные на язык кинематографа, как в «Театре войны» аргентинского режиссера Лолы Ариас. Она «предлагает» участникам войны между Англией и Аргентиной 1982 года избавиться от страшных воспоминаний с помощью театральной реконструкции событий. Наконец, есть фильмы, в которых театральный и кинематографический языки настолько тесно переплетаются, что жанр определить почти невозможно: например, первый опыт в кино Анатолия Васильева «Осел» — это 8 новелл об ослах, чья история богата мифологическими и ритуальными архетипами.

Полностью афишу кинопрограммы «Вдохновения» можно посмотреть по ссылке.