Михаил Железников: У нас небольшой перебор со знаменитостями

Редакционный материал

В день открытия кинофестиваля «Послание к человеку» один из его главных организаторов рассказал «Снобу», какие уже известные и еще только начинающие режиссеры представят свои фильмы на этом форуме

15 Сентябрь 2018 19:10

Забрать себе

Кадр из фильма «Белая мама» Зоси Родкевич

Фото: Кинофестиваль «Послание к человеку»

XXVIII кинофестиваль «Послание к человеку» еще не начался, но уже наделал шума среди ценителей интеллектуального кинематографа. 208 фильмов, четверть из которых — премьерные. Председателем жюри фестиваля станет Кристиан Бергер, любимый оператор Ханеке, получивший Оскар за фильм «Белая лента». В программе спецсобытий фестиваля пройдет первая в России ретроспектива режиссера-авангардиста Джема Коэна. Фанни Ардан представит для суровых петербургских синефилов документальный фильм «Мария до Каллас». И, конечно, Паоло Соррентино, который впервые приедет в Россию, в Санкт-Петербург, чтобы представить фильм «Лоро».

На фоне столь ярких событий и знаменательных гостей, появление которых всегда и везде создает ажиотаж, конкурс кинофестиваля «Послание к человеку», к слову, один из самых масштабных в России, оказался как бы в тени. Хотя именно конкурс на протяжении 28 лет остается сердцем фестиваля и ежегодно представляет зрителям новейшие фильмы мира, тот самый срез эмоций, сомнений, мыслей и движений, которыми живет окружающий нас мир.

В международном конкурсе есть несколько фильмов уже известных режиссеров.  Например, новый фильм чешского режиссера Вита Клусака «Мир по Далибореку». Клусак — автор фестивального хита 2004 года «Чешская мечта» о том, как люди повелись на рекламную кампанию о супермаркете, где все будет продаваться за гроши, и что получилось, когда они хлынули по указанному адресу и поняли, что их провели.

«Мир по Далибореку» — фильм-наблюдение режиссера за повседневной жизнью неофашиста. Режиссер приближается к своему персонажу на очень короткую дистанцию, следит, не без иронии, за жизнью Далиборека и в финале оказывается свидетелем события, которое, возможно, изменит его мировоззрение.

Также в конкурс попал «День Победы» Сергея Лозницы — документальное наблюдение за празднованием Дня Победы нашими бывшими соотечественниками в Берлине. Очень любопытная картина, которая исследует специфику празднования Дня Победы потомками победителей, уехавших за лучшей жизнью на родину побежденного фашизма.

Фильм Корнелиу Порумбою «Бесконечный футбол» особенно актуален после чемпионата мира. Это фильм про человека, который придумал свои правила футбола и активно их продвигает в жизнь. Он считает, что правила футбола, по которым играют во всем мире, неправильные. Он  же придумал идеальные правила. Прежде всего, этот фильм о том, что человек, по-настоящему увлеченный своей идеей, иногда способен изменить мир. У героя это почти получается, по крайней мере к нему прислушиваются на каком-то местном уровне — не только сам режиссер, но даже какие-то начальники в кабинетах. Совершенно уникальная история, рассказанная очень простыми средствами.

«Белая мама» Зоси Родкевич — очень человечный и трогательный фильм о доброте и терпении, с потрясающими героями. История большой семьи, в которой живут родные и приемные дети. Режиссер Зося Родкевич застает момент, когда в этой сплоченной и дружной семье появляется новый приемный ребенок. Он врывается в этот благополучный мир словно маленький дикарь. Это мальчик, которого никто никогда не любил, уже не верящий ни во что хорошее. И ведет себя он так, что, кажется, самое простое, что можно сделать, — отправить его обратно в детский дом. Но все в семье, даже дети, понимают, что за мальчика надо бороться. В конце фильма веришь, что любовь и забота победит любые трудности.

«Госпожа Фан»  одного из наиболее известных документалистов Китая, запрещенного к показу на родине, Ван Бина — грустный фильм о предельном одиночестве, когда главная героиня одной ногой уже переступила черту, разделяющую жизнь и смерть, и по большому счету в этом мире никому не нужна, ничто ее с этим миром не связывает, но физически она продолжает в нем присутствовать. Режиссер заставляет нас прожить эту тягостную и невыносимую ситуацию почти в реальном времени.

«Пленница»  Бернадетты Туза-Риттер — это история женщины, которая в наши дни попала в рабство, причем не где-нибудь, а в Венгрии — то есть в благополучной Европе, и провела там 15 лет. Мы видим, как она живет со своей хозяйкой в положении рабыни, а потом решается убежать при активном содействии режиссера. Удивительно, как удалось снять эту картину, но режиссер Бернадетта Туза-Риттер приглашена на фестиваль, и у зрителей будет возможность лично с ней пообщаться. Очень интересно будет узнать от нее подробности о том, как снимался этот фильм.

Немецкий фильм «Вдали от садов» Куиму Касальприма удивил даже участников отборочной комиссии, которых в принципе сложно удивить. Это какой-то документальный «Солярис» — создается полное ощущение, что герои живут не в Антарктике, где на самом деле происходили съемки, а на космической станции. Фильм отличается особенной странной красотой, которую не передать в описании — он снят с помощью особой оптики, в особой гамме — мало кто сегодня так снимает документальное кино. Это настоящий арт-док, атмосферный, завораживающий и ни на что больше не похожий.

Иранский фильм «Обмен» Резы Голами-Мотлага рассказывает про традицию обмена невестами и женихами в туркменских семьях Ирана, про традицию брака, организованного семьей. Из этой обменной цепочки очень сложно выйти — откажешься жениться на сестре своего свата, значит оставишь свою сестру в заложниках. Фильм рассказывает о парне, который пытается вырваться из этого замкнутого круга и жениться по любви.

У нас есть в этом году небольшой перебор со знаменитостями, но это скорее хорошо, чем плохо. Мы не берем кого-то за имя, мы берем только те фильмы, которые нам понравились. Раньше мы часто и долго спорили о том, стоит ли именитому режиссеру с огромной фильмографией и кучей призов быть в конкурсе, потому что конкурсная программа кинофестиваля не должна превращаться в музей. Но сегодня мы уже не так этого боимся. Если известные имена попали в конкурс — это хорошо, но фильмы молодых режиссеров часто удивляют и жюри, и зрителей свежим взглядом, оригинальными идеями и совсем не теряются на фоне фильмов известных мастеров.

Фестиваль пройдет в Санкт-Петербурге с 15 по 22 сентября. И ввиду отсутствия проката для документальных фильмов в России, посмотреть многие из представленных картин можно только на фестивальных смотрах. Кстати, «Послание» привезет несколько киноработ и в Москву. С 15 по 20 сентября в сети кинотеатров «Каро» и «Иллюзион» пройдут внеконкурсные показы фестиваля.

Записала Софья Чмух

0 комментариев

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Войти Зарегистрироваться