Игорь Горский: Свои среди чужих. Что происходит с российскими инвесторами в Силиконовой долине
Венчурный рынок является частью экономический жизни. Если политико-экономические отношения России и Америки находятся в диссонансе (информационные войны, политические скандалы, новые экономические санкции), логично предположить, что это может негативно повлиять на взаимоотношения между инвесторами и предпринимателями двух стран. Может быть, российские деньги, инвесторов и стартап-команды теперь считают токсичными? Им не рады в сообществе, на их пути возникают излишние административные барьеры?
Оказывается, нет. На деле ситуация противоположная. Инвесторы, управляющие инвестфондами и стартаперы, будь они граждане России или выходцы из страны, не чувствуют на себе никаких негативных воздействий со стороны американского государства и бизнес-сообщества США. Это же касается привлечения денег из России для инвестирования в проекты Силиконовой долины.
Если вы талантливая российская стартап-команда с перспективным продуктом, которая хочет развиваться в Долине, никакие объективные барьеры не смогут помешать вам привлечь средства инвесторов США. Наиболее вероятно, что финансирование будет привлекаться на ранних этапах развития компании: скорее всего, это будут стадии pre-seed, seed или раунд А, если говорить в терминах венчурного финансирования. Эти инвестиции обычно варьируются в объемах от 500 тысяч до 1 млн долларов. С привлечением таких объемов инвестирования качественные стартапы обычно не имеют серьезных проблем.
Но важно понимать, что перед началом работы в Долине команда российского стартапа должна зарегистрировать компанию в юрисдикции США. И тогда, если она будет де-юре американской компанией и работать в соответствии с законами США, будет практически исключено, что российские предприниматели столкнутся с какими-то необоснованными притеснениями или административными барьерами. Как многие знают, Силиконовая долина является центром притяжения технологических предпринимателей со всего мира: Европы, России и СНГ, Индии, Китая, Ирана и многих других стран. Поэтому здесь происхождение основателя компании и его команды не влияет на успех проекта.
Исключения могут иметь место, если ваш проект связан с мессенджерами, социальными сетями или кибербезопасностью. В этих отраслях власти США хотят уберечь себя от возможного влияния российских спецслужб и утечки правительственных документов. Примером является запрет Министерства внутренней безопасности США на использование продукции «Лаборатории Касперского» в госучреждениях.
На российские стартап-команды, которые хотят развиваться в Долине, большая политика не окажет негативного влияния
При этом на сегодняшний день не было ни одного случая, когда власти США блокировали бы какую-то значимую венчурную сделку с участием российских инвесторов и компаний. В отличие, например, от сделок с Китаем. Участие китайских компаний и инвесторов в технологическом секторе США вызывает большое беспокойство у американских законодателей, поэтому большинство ограничительных мер рассматривается именно в отношении китайских, а не российских инвестиций. Комитет по иностранным инвестициям в США (CFIUS) неоднократно блокировал сделки по слияниям и поглощениям американских компаний китайскими. Недавно по рекомендации CFIUS администрацией Трампа остановлено поглощение компании Qualcom сингапурской Broadcom (большая часть компании принадлежит акционерам из материкового Китая).
Подобные серьезные проблемы не затронули инвестфонды с участием российских основателей и управляющих. Ярким примером является фонд DST Global (Digital Sky Technologies), основанный Юрием Мильнером. Фонд инвестирует в проекты значительное количество «российских денег», работает очень активно и успешно. В 2014 году DST Global инвестировал в китайский сервис онлайн-кредитования Fenqile. Во втором раунде также участвовали акционеры компании, сумма сделки составила $100 млн. В апреле 2015 года фонд DST стал лидером инвестиционного раунда английской площадки для предоставления займов малому и среднему бизнесу Funding Circle. В проект вложили $150 млн. В 2017 году DST вложил $250 млн в британский финтех-стартап Revolut, основанный выходцами из России.
В рамках работы нашего венчурного фонда Frontier Ventures мы публично говорим о том, что управляем средствами инвесторов, в том числе представляющих Россию. Этот факт не оказывает никакого негативного влияния на нашу деятельность в Силиконовой долине.
Российские стартап-команды, которые хотят развиваться в Долине, не должны бояться этого делать в связи политико-экономическим обострением в отношениях двух стран. На них большая политика не окажет негативного влияния. Если частные лица из России планируют перевести часть своего инвестиционного портфеля в венчурные инвестиции под управление фондов в США с российскими корнями, это не создаст для них повышенных рисков.
Деловые люди, в отличие от политиков, считают, что лучше развиваться совместно, а не конфликтовать.
Автор — CFO/партнер, Frontier Ventures