Выставка «Таймыр. Гений места»
Завтра, 27 февраля, во Всероссийском музее декоративного искусства открывается выставка «Таймыр. Гений места», организованная Агентством развития Норильска при поддержке «Норникеля» и Группы Интеррос. Куратором выставки стал известный искусствовед, профессор Академии имени Строганова Кирилл Гаврилин. Более половины из более чем 400 экспонатов предоставил Таймырский краеведческий музей Дудинки — самого древнего таймырского города, ныне — крупного речного и морского порта.
Один из залов посвящен древнейшей истории полуострова. Здесь можно увидеть не только останки мамонтов и изделия из их костей, но и узнать о верованиях коренных народов Таймыра, для которых это животное было тотемом. Существует поверье, что мамонты не вымерли, а ушли в подземный мир, и что именно мамонты протоптали тропы, в которых образовались русла рек. А гагары — священные птицы, поскольку могут могут находиться в трех мирах — подземном, земном и верхнем. Эта модель мироздания энцев, ненцев, нганасанов, долганов и эвенков находит отражение в работах резчиков.
Часть экспозиции посвящена освоению Севера. Одно из сокровищ выставки — карта Сибири и Заполярья, составленная по мотивам камчатской экспедиции Витуса Беринга 1733-1740 годов. Русские мореплаватели пользовались ею до середины XIX века.
В соседнем зале можно узнать о жизни самого древнего и изолированного народа полуострова — нганасанах, которые считают себя потомками краснозобой казарки. В оперении этой птицы всего три цвета — черный, красный и белый. Эти же цвета нганасаны используют в своей одежде. (К слову, в следующем зале представлены современные дизайнерские разработки студентов: их стилизованные под северных птиц и животных костюмы, в которых отслеживаются национальные мотивы, могли бы украсить любое шоу).
Северные геометрические орнаменты нашли отражение и в работах представителей русского авангарда и модернизма — Казимира Малевича, Николая Суетина, Василия Ватагина, Франсиско Инфанте, Вячеслава Колейчука и в творениях современных художников – медитативных инсталляциях Егора Плотникова и стереокартинах Константина Худякова. Все это стало частью экспозиции. На выставке также можно увидеть флакон одеколона фабрики «Брокар» по эскизу Казимира Малевича, с фигуркой медведя на крышке: в середине XIX – начале ХХ века Русский север вошел в моду, а белые медведи стали излюбленным образом разнообразной рекламной продукции.
Здесь же можно изучить записи полевого дневника, отчеты, акварельные рисунки и фотографии «забытой» этнографической экспедиции НИИ художественной промышленности на Таймыр 1965 года.