Игорь Верещагин в МАММ. Знаковые снимки важного российского фотографа
Игорю Верещагину 66 лет. Свой первый снимок он сделал в пять лет и с тех пор не расстается с фотокамерой. Во время приезда The Rolling Stones в Москву в 1998 году он был официальным фотографом группы в ее турне. Его фотографии печатались в российской и зарубежной прессе, на обложках пластинок музыкантов, украшали нью-йоркские музыкальные клубы. А вот первая большая выставка Верещагина состоялась только в 2017 году в рамках X Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2017» по инициативе продюсера Сергея Смолина. И если в Given & Stolen акцент был сделан на съемках музыкантов, то в новой экспозиции «Необъективная реальность» в фокусе — съемки Игоря Верещагина 1970-х годов. Это новая глава истории России в фотографиях, связанная со временем, которое сегодня, полвека спустя, нуждается в особой рефлексии. В экспозицию также вошли избранные работы Игоря Верещагина, связанные с музыкантами, и его последние работы, снятые в 2000-е. Автор прокомментировал для «Сноба» свои работы.
Дочь в Братске. До школы ей остались, по-моему, месяцы. Снимал возле дома ее прабабушки — моей бабушки. Напоминает мне что-то церковное, когда в нише стоит или изображается некий святой.
Утренний портрет жены. Я там чуть-чуть отражением в зеркале. Снято в Томске в 1976 году. Мы заканчиваем институт, у нас уже есть маленькая дочка, свой дом в Томске.
На фотографии музыкант Сергей Воронов. Снимок сделан в Киеве, куда я приехал на выставку. В то же время там выступала группа «Неприкасаемые», где играл Воронов. Я увидел Сергея на улице. Пошли вместе на эту выставку, спросили, где можно бросить вещи. Заходим на второй этаж — я вдруг увидел двух воронов. И как третьего не посадить и не сфотографировать?
Гарик Сукачев записал пластинки «Мой Высоцкий» и попросил меня сделать фотографию для обложки — сфотографировать его где-то в узнаваемом месте Москвы, где бывал и Володя, чтобы передать этот дух. Мы бродили целый день в районе Котельнической набережной. Я снял несколько десятков кадров, один или два пошли на эту пластинку, но мне очень понравилась вся съемка. Гарик, как всегда, хорош, ему не нужно позировать.
Случайный снимок музыканта Чака Берри. Я планировал его поснимать, но поругался с организаторами и уехал. И когда уже ехал мимо Пушкинского, вдруг услышал голос Чака Берри — а у меня был с собой фотоаппарат с большим телеобъективом. Я бросил машину, побежал в Пушкинский, сделал несколько снимков, очень плотно скадрированных. Пытался в дальнейшем найти девочку, которая изображена на этой фотографии, но не удалось. А потом, уже в 2017 году, во время выставки Given & Stolen, газета «Метро» опубликовала этот снимок на обложке — и девочка нашлась к концу дня.
Это мой друг Саша и его дети. Тогда у нас появилась машина, уазик, и мы ездили на «свой» пляж на другую сторону Братского моря через ГЭС. Там был чудесный песок. Это момент, когда мы или отъезжали, или подъезжали. Саша давно умер. Но он умел кайфовать каждую минуту своей жизни. И мне кажется, здесь чувствуется этот момент. Он был жизнелюбом. Чудесный парень.
У нас в институте была военная кафедра. После ее окончания нас отправили на сборы в пустыне Каракум. Это момент после физических упражнений. Ребята из моей группы лежали, я сделал снимок. И в этот день мы, находясь недалеко от Байконура, смотрели, как взлетает с Земли ракета «Союз». А потом побежали в казарму и на маленьком убогом телевизоре смотрели, как взлетает «Аполлон». «Союз» — «Аполлон», 1975 год, как раз в этот момент встретились. Этим мне запомнился данный кадр.
Выставка «Необъективная реальность» продлится до 14 апреля.