Что такое когнитивный резерв и как он работает
То, как вы проживаете свою жизнь, влияет на развитие мозга. Раньше считалось, что этот орган развивается и формируется только в детском возрасте, но теперь ни для кого не секрет, что это процесс длиной в жизнь. От того, как вы используете свой мозг, зависит, насколько он будет устойчив к заболеваниям и грозит ли вам деменция.
Когнитивный резерв
Когниция, или «познавательный процесс», — это понятие, которое заключает в себе так много, что остается только познать его целиком зараз. Давайте используем эту идею в качестве тренировки для извилин — первой, но не последней в этой книге. Итак, когниция — это наша способность мыслить, воспринимать информацию, решать задачи; как и на основе чего мы принимаем решения, наша внимательность; то, как мы объясняем мир вокруг нас; наша память и манера выстраивать аргументацию, общение и разговор. Собственно говоря, когниция заключает в себе все то, что делает нас разумными и мыслящими индивидами, а также многие из важнейших функций мозга. Такие способности тренируются через образование, умственный труд, интеллектуальный досуг и общение.
Все, что заставляет наши извилины напрягаться и учиться чему-то новому, приводит к образованию новых нейронных контактов (синапсов), а также абсолютно новых нейронных сетей. К тому же все ранее сформированные синапсы закрепляются в новой нейронной сети. Вероятно, благодаря новым сетям мозг способен импровизировать и искать альтернативные пути для выполнения задач, когда болезнь впервые поражает его. Чем больше нейронный сетей, тем меньше вероятность того, что болезнь успеет атаковать мозг до того, как он определит все возможные пути решения конкретной задачи. Следовательно, пройдет намного больше времени от фактического начала заболевания до проявления его симптомов. Это называется «когнитивным резервом». Когнитивный резерв нарабатывается в течение всей жизни через преодоление трудностей, обучение и общую любознательность.
С детства стимулы влияют на то, каким будет когнитивный резерв взрослого человека. В детском мозге происходит «перепроизводство» синаптических контактов, при котором образуется от 700 до 1000 синапсов фактически каждую секунду. Благодаря этому детский мозг крайне восприимчив к обучению и, по сравнению с мозгом взрослого человека, более пластичен. Спустя некоторое время ребенок взрослеет, и неиспользованные связи разрушаются.
Итак, формирование детского мозга происходит в двух направлениях. Незадействованная часть мозга теряет свою первоначальную функцию и приобретает новую. Например, ребенок с развитым косоглазием страдает от двойного зрения, при этом мозг через какое-то время начнет принимать сигналы только от одного глаза. С одной стороны — это практично, потому что ребенку больше не придется страдать из-за двоения зрения, но, с другой стороны, когда он достигнет возраста для операции коррекции косоглазия, глаз перестанет работать. Это происходит не потому, что с глазом было что-то не так, — просто та часть мозга, которая раньше принимала зрительные сигналы через этот глаз, стала использоваться по-другому. У ребенка развивается корковая слепота. В этом случае уже нельзя будет ничего изменить — данный процесс необратим. Однако его можно затормозить, если надеть повязку на здоровый глаз. Тогда мозгу придется обрабатывать информацию, получаемую от другого глаза.
Отправные точки в жизни каждого из нас отличаются. Все, что мы видим (или не видим), слышим, ощущаем и изучаем, формирует наш мозг, и у каждого человека он формируется по-разному, в зависимости от окружающей среды и опыта. Схожий процесс наблюдается в молодом возрасте среди животных или взрослых людей. У лабораторных крыс, которым повезло жить в условиях так называемой «обогащенной среды», то есть в клетке с большим количеством приспособлений для тренировок, утолщается кора головного мозга, образуется больше синапсов и улучшается мозговое кровообращение, по сравнению с крысами, которые живут в простых лабораторных клетках. Другими словами, мозг получает больше преимуществ от стимулов и сложных задач.
Когда мозг начинает стареть, наблюдается сокращение толщины коры мозга. У здоровых людей это происходит не из-за отмирания нервных клеток, а из-за сокращения числа синапсов. Кроме того, нервные клетки немного сжимаются, а их отростки хуже изолируются. Физические изменения в стареющем мозге приводят к сокращению когнитивных функций, из-за чего мозг подвержен возрастным изменениям уже с 45 лет. Считается, что интеллектуальные стимулы очень важны для профилактики возрастных изменений. И повысить свой когнитивный резерв никогда не поздно. Тренировка памяти однозначно улучшает память, состояние коры и белого вещества — изоляционного материала, благодаря которому ускоряется передача сигналов между нервными клетками в здоровом мозге взрослого человека. И даже люди с плохими отправными точками могут улучшить здоровье мозга путем тренировки извилин.
Настоящие чудеса
Эффект от тренировки мозга наиболее заметен после инсульта. Раньше таких больных независимо от возраста отправляли в лечебно-реабилитационные центры, если степень повреждения их мозга не позволяла самостоятельно заботиться о себе. Сейчас восстановление начинают после первых суток. И поблажек не будет! Пациента просят подняться, сесть на край кровати, пересесть на стул и пройтись по коридору. Если больному трудно разговаривать, то ему приходится говорить как можно больше. Именно в неврологических отделениях реабилитации творятся настоящие чудеса: парализованные пациенты двигаются, а немые — разговаривают. Дальше — больше: чудо становится видимым при сканировании мозга пациентов. Местами можно увидеть полное отмирание больших участков мозговой ткани. Кроме того, нам известно, что «мертвые зоны» не смогут заполниться новыми нервными клетками; там, где когда-то функционировали здоровые мозговые нейроны, навсегда останется «дыра». Чудеса со здоровьем людей, переживших инсульт, происходят не по щелчку пальцев, а в результате упорной тренировки мозга. Часто пациентам приходится пройти через психологическое испытание — повторять из раза в раз то, что получается хуже всего. Но именно это и нужно. При тренировке других частей мозга и преодолении трудностей изо дня в день неповрежденные нервные клетки дадут рост новым нейронным связям, которые построят совершенно новые нейронные сети для замены утерянных. Такие новосформированные сети — это не точная замена, и они не полностью избавят пациентов от страданий после инсульта. Однако со временем на основе таких сетей восстановятся многие из старых функций. Когда я вижу подобное своими глазами, то поражаюсь тому, что раньше лишь мозгу ребенка приписывали возможность развития и формирования.