Игорь Шахрай: В Москве для солнечных батарей света больше, чем в Берлине
Ɔ. Ваша компания в начале этого года заявила, что выходит на новый для себя рынок — частных домохозяйств. Можете рассказать о деталях этого проекта? Насколько он перспективен в нашей стране?
Долгое время выход на этот рынок сдерживался отсутствием законодательной базы. Ведь во всем мире владельцы небольших солнечных модулей могут продавать электроэнергию, когда не используют ее сами. Но вот теперь и в России это направление может получить развитие: законопроект о поддержке микрогенерации уже прошел первое чтение в Госдуме. Второе и третье, надеемся, также пройдут до конца года. Еще где-то полгода потребуется на разработку нормативных актов — к сожалению, у нас одного закона недостаточно, нужно еще прописать, как именно все будет работать. Мы ждем, но параллельно создали подразделение по розничным продажам, которое сейчас активно занимается продвижением продуктов на рынке.
До сих пор у «Хевела» было пять-шесть крупных проектов в год. Например, для ряда промышленных компаний мы строим большие коммерческие объекты. Это гибридные или просто солнечные электростанции, необходимые для снижения расходов на электричество из сети или от дизельных энергоустановок. А для частного сектора мы продаем модули разной мощности и стоимости, и для дачных участков, и для больших домов. Вы можете это увидеть у нас на сайте. Мы начали продажи в регионы, создали возможность покупки оборудования в кредит, прямо с сайта. Думаем над возможностью сдавать оборудование в аренду.
Ɔ. Насколько это большой рынок и почему вам это интересно? А главное, приживется ли солнечная энергетика в средней полосе России, где и солнца-то нет по полгода?
Рынок небольшой, но это не значит, что он таким же и останется. Действительно, многие не верят, говорят, что в Москве темно. На самом же деле в Московском регионе выработка может составить 1200 киловатт-часов на квадратный метр в год — это больше, чем в Берлине. К тому же наши модули — одни из лучших в мире: КПД ячейки доходит до 23% при среднемировых показателях в 17–19%. Его можно проверить на тестовом оборудовании, у нас есть все необходимые сертификаты. Одну из первых партий модулей купила шведская компания для установки на частных домах.
Ɔ. Насколько ваши цены конкурентоспособны по сравнению с другими производителями?
Цена для потребителя здесь, в России, может быть, чуть-чуть выше, чем у китайских производителей. Но дело в том, что мелкие дилеры, которые работают с китайским оборудованием в России, продают его с наценкой. Гарантия на продукцию «Хевела» — 30 лет. Преимущество еще и в том, что завод — здесь, в России. Китайцам куда сложнее предъявить претензии по качеству. Мы даже промышленным дизайном занялись, начали изучать, что нашим потребителям нравится, а что нет. Надеемся, что спрос стимулирует развитие производства, а значит, и удешевит продукт для потребителя.
Ɔ. Вы сейчас будете пытаться выходить на международные рынки?
Мы уже работаем на международных рынках. Наращивание экспорта — наша главная цель. В том числе собираемся работать с конкретными мелкими потребителями. Как и другие производители, мы сейчас не до конца понимаем, какая активность будет в каких странах. Везде разные законы, требования. Может быть, мы сейчас что-то вхолостую делаем, но я думаю, что по большому счету это все не зря.
Беседовал Сергей Цехмистренко