Золушка XX века, средневековые фарсы и время «сэконд хэнд». Гид по фестивалю «Золотая Маска» в Ижевске
«Золотая Маска» продолжает свой гастрольный тур по России. С 2 по 11 ноября пройдет фестиваль в Ижевске, столице Удмуртии. В афише — спектакли из разных городов, номинанты и лауреаты премии «Золотая Маска», очень разные по стилистике и контенту: современная проза и классика, легендарные постановки и совсем свежие экспериментальные работы. «Сноб» составил подробный гид по всем спектаклям фестиваля
2, 3 ноября в 18.30
«Волки и овцы» (Мастерская Петра Фоменко)
На сцене Русского драматического театра Удмуртии
Фото: С. Петров/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: С. Петров/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: С. Петров/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Спектакль «Волки и овцы» по одноименной пьесе Островского уже стал классикой. Он был поставлен в 1992 году молодыми «фоменками» и тогда потряс театральную Москву. Сейчас даже сложно себе представить, что 20 с лишним лет назад это был просто студенческий спектакль ученицы из Китая Ма Чжен Хун под руководством Петра Фоменко. Можно сказать, что именно эта постановка ознаменовала и появление нового театра — Театра Петра Фоменко. За это время она успела объездить пол-Европы, приняла участие в Авиньонском фестивале, получила несколько престижных театральных премий. И до сих пор остается актуальной. Тончайшие психологические портреты персонажей, особая, неповторимая интонация спектакля делают «Волков и овец» совершенно неустаревающими.
5 ноября в 19.00
«Золушка» (Музыкальный театр Республики Карелия, Петрозаводск)
На сцене Русского драматического театра Удмуртии
Фото: Виталий Голубев/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Виталий Голубев/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Виталий Голубев/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Балет «Золушка» на музыку Сергея Прокофьева в интерпретации хореографа Кирилла Симонова и художника Эмиля Капелюша перенесен из условного сказочного времени в эпоху сталинизма, в 40-е годы XX века, то есть именно в то время, когда была написана эта музыка. По словам режиссера, как раз музыка, полная трагических предчувствий и нервного напряжения, подсказала ему идею наполнить волшебную историю трагизмом, болью и страхом. Спектакль стал лауреатом «Золотой Маски» 2013 года в номинации «Лучшая работа художника по свету», а в общей сложности был выдвинут на премию в 7 номинациях.
7 ноября в 18.30
«Время сэконд хэнд» (Театр Драмы, Омск)
На сцене Русского драматического театра Удмуртии
Фото: Андрей Кудрявцев/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Андрей Кудрявцев/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Андрей Кудрявцев/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
В спектакле петербургского режиссера Дмитрия Егорова, как и в документальной книге лауреата Нобелевской премии по литературе Светланы Алексиевич, нет сюжета. Он состоит из отдельных актерских монологов (в постановке заняты как прославленные, так и совсем молодые артисты омского Театра драмы) — воспоминаний разных людей о советском прошлом, перестройке, 90-х, путче. Отношение героев спектакля к времени «сэконд хэнд» подчас кардинально противоположное: кто-то грустит по коммунистическому прошлому, кто-то его проклинает, кто-то вспоминает, как защищал Белый дом и свое право на свободу. Их рассказы иллюстрируют аниматоры, создавая из подручных средств зримые приметы времени. С одной стороны, эта эпоха эхом отдается в каждом из сидящих в зале, с другой — уже становится предметом исследования и частью истории. Спектакль был выдвинут на премию «Золотая Маска» 2019 года в нескольких категориях, а актриса Валерия Прокоп получила награду в номинации «Лучшая женская роль второго плана».
8 ноября в 18.30
«Зулейха открывает глаза» (Башкирский театр драмы им. М. Гафури, Уфа)
На сцене Русского драматического театра Удмуртии
Фото: Роман Шумнов/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Роман Шумнов/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Роман Шумнов/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Спектакль Башкирского театра драмы имени М. Гафури «Зулейха открывает глаза» по одноименному дебютному роману Гузель Яхиной уже успел наделать много шума (режиссер Айрат Абушахманов). Вышедшая в 2015 году книга никому на тот момент не известного автора в миг стала бестселлером, получила престижные литературные премии, права на перевод были проданы более чем в 20 стран, а скоро на экраны выйдет многосерийный фильм с Чулпан Хаматовой в главной роли. Героиню этой истории вместе с другими спецпереселенцами в 1930-е годы XX века из глухой татарской деревни перевозят в Сибирь. История выживания людей на лесоповале — центральная часть спектакля. Сцена и зрительный зал объединены в одно пространство с сумрачным светом, в первых рядах между кресел «вырастают» голые деревья, на спинки стульев наброшены зэковские ватники, деревянные мостки, врезающиеся в зал, дополняют впечатление сопричастности. Несмотря на метафоричность, сказочные мотивы и подчеркнутую условность, спектакль пронизан прямыми отсылками к тяжелому советскому прошлому — музыка, известные песни, советские агитки. Спектакль получил Специальную премию жюри премии «Золотая Маска» в 2019 году. Идет на башкирском языке с синхронным переводом.
9 ноября в 13.00 и 17.00
«Петр и Феврония Муромские» (Театр «Практика», Москва)
На сцене Театра кукол Удмуртской республики
Фото: Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Спектакль «Петр и Феврония Муромские» режиссера Светланы Земляковой основан на древнерусском тексте инока Ермолая-Еразма о двух святых, ставших аллегорией жертвенной любви. В спектакле виртуозно соединяются архаика и современность. Специально для этой постановки композитор Александр Маноцков сочинил своеобразные интермедии, которые он назвал «клеймами», заметками на полях. Две актрисы исполняют их наподобие молитвенного пения. Именно чередование разных по стилю текстов и переход с древнерусского языка на современный придают спектаклю особую элегантность и превращают эту историю в универсальный рассказ о мужчине и женщине. В 2015 году спектакль «Петр и Феврония Муромские» получил премию «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль-эксперимент».
Фото: Виктор Дмитриев/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Виктор Дмитриев/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Виктор Дмитриев/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Маленький театр в небольшом городе Новокуйбышевск, в труппе которого чуть более 10 артистов, уже известен на всю Россию. Постоянные номинации на премию «Золотая Маска», участие в крупных фестивалях — каждый их спектакль становится событием. Не стал исключением и «Корабль дураков» (режиссер Денис Бокурадзе — худрук театра) — изящная композиция, состоящая из 5 средневековых французских фарсов. Шесть актеров играют сразу несколько ролей, постоянно меняя маски — перевоплощаясь то в одного, то в другого персонажа. Эротические фарсы, сюжет которых довольно схематичен, в этом спектакле превращаются в веселый и яркий карнавал, главным достоинством которого являются блестящая актерская работа и удивительно выверенные музыкальная и световая партитуры. А главным действующим лицом спектакля становится «смех»: скабрезные, порой даже грубоватые шутки обнажают несовершенство человеческих взаимоотношений, и в то же время именно смех освобождает нас от условностей, даря чистое наслаждение игрой. «Корабль дураков» — спектакль-победитель XIV Фестиваля театров малых городов России и лауреат премии «Золотая Маска» 2017 года в номинации «Лучшая работа художника по костюмам».
11 ноября в 18.30
«Король Лир» (Русский драматический театр Удмуртии, Ижевск)
На сцене Русского драматического театра Удмуртии
Фото: Игорь Тюлькин/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Игорь Тюлькин/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Фото: Игорь Тюлькин/Пресс-служба фестиваля «Золотая Маска»
Режиссер из Санкт-Петербурга Петр Шерешевский поставил с артистами ижевского театра (это уже его пятая работа на сцене Русского драматического театра Удмуртии) спектакль о покаянии. Его «Король Лир» — история старца, вспоминающего свою жизнь, наполненную греховными помыслами, неблаговидными поступками, жаждой власти. В спектакле существуют сразу два короля — старый и молодой. Стилистика этой постановки насквозь символична: по сцене катятся огромные бобины, олицетворяющие то ли колесо судьбы, то ли жернова истории, «перемалывающие» человеческие жизни, летают шкафы-гробы, актеры одеты в бесформенные современные одежды. Это спектакль о внезапно проснувшейся совести, о роке, от которого нельзя скрыться, а главное — о том, что расплата за грехи всегда наступит, пусть даже и на смертном одре. Спектакль был номинирован на премию «Золотая Маска» сразу в шести категориях в 2019 году.