Фото: Bruce Mars/Unsplash
Фото: Bruce Mars/Unsplash

Как мы слушаем

Телевидение обречено

Для молодых музыкантов выступление на телевидении почти ничего не значит. Это скорее радость для их родителей, чем для них самих. Когда смотришь записи выступлений молодых групп в Останкино, появляется ощущение, что Первый канал принимает ванну из крови младенцев, чтобы сбросить себе пару годков. 

В конце десятилетия еще живы каналы, которые круглые сутки крутят музыкальные клипы. Сами, наверное, не знают зачем. Основное оружие этих каналов — клипы пятнадцатилетней давности, которые вызывают ностальгию у аудитории 30+.

MTV во главе с Яной Чуриковой уже который год никак не может заставить молодежь смотреть кабельное телевидение.

Вывод: телевидение уже не является обязательной остановкой на пути артиста к стадиону. 

Радио стареет

Раньше, чтобы включить в пробке любимые треки, нужно было заморачиваться: или записывать музыку на CD, или скачивать альбомы на флешку. И постоянно обновлять свою музыкальную библиотеку. Те, кто не хотел этих неудобств, просто нажимали на кнопку «Радио», и таких людей было большинство. Радиостанции были уверены, что, пока люди водят машины, у них будет аудитория.

Теперь мы можем нажать на одну кнопку (уже на смартфоне), и услышать ту песню, о которой мечтали. Нажать на другую — и послушать длинное интервью из ютуба, не отвлекаясь от дороги. 

Скоро радио ждет еще один удар — машины на автопилоте. У людей буквально развяжутся руки, и можно будет играть в игры, смотреть сериалы или просто поспать. 

В 2020-х аудитория радиостанций продолжит стареть и уменьшаться. Главный вопрос: придет ли подкастинг на смену традиционному радио?

Стриминг делает выбор за нас

Вся музыка мира теперь стоит около 150 рублей в месяц (это меньше, чем один лицензионный CD в свое время). Apple Music, Boom, «Яндекс.Музыка» — вот как мы привыкли слушать музыку. И уже забыли про папки на компьютере, в которых лежит тонна скачанных с торрентов альбомов. 

Стриминг помог победить пиратов, принести много денег лейблам и успешным артистам.

Но будьте осторожны. Еще в начале 2010-х на наше решение, что послушать, было тяжело повлиять. Даже появилась своеобразная мода на редкую музыку, которую никто, кроме тебя, не слышал. А теперь нам очень явно намекают, что обязательно нужно включить сегодня

Конечно, в каждом стриминге есть строка поиска — вбивай название любой группы и слушай. Но как самостоятельно найти новые имена? Проще нажать на то, что дают. 

Фото: Fixelgraphy/Unsplash
Фото: Fixelgraphy/Unsplash

Технологии

Интернет — главный музыкальный инструмент десятилетия

В самом конце нулевых появились музыканты из интернета (Джастин Бибер, Петр Налич), которые не остались мемами на сезон, а смогли построить успешную карьеру. Это стало трендом на все десятилетие. Толпы начинающих музыкантов запилили видео, чтобы на них тоже обратили внимание. Главное для успеха — иметь талант и немного везения. 

Сейчас артисты из ютуба пишут песни и снимают клипы с расчетом на то, что их творчество превратится в мем. А тут и до стадиона недалеко. 

Аппаратура стала компактнее

С одной стороны, 2010-е годы не смогли удивить нас прорывами в технологиях, связанных со звуком: все, что мы услышим в 2020-м, можно было записать в 2010-м, а то и раньше. 

Но техника стала дешеветь и уменьшаться в размерах без потери качества. В результате мы слышим песни, записанные в привычных для музыканта домашних условиях в студийном качестве. Это повлияло на развитие тренда под названием bedroom-pop. Что в свою очередь привело к появлению альбома WHEN WE ALL FALL ASLEEP, WHERE DO WE GO? певицы Билли Айлиш. Он спродюсирован в спальне, а некоторые сэмплы записаны на телефон. 

Винтажные студии теперь играют роль приятного атмосферного помещения с кучей кнопочек, посреди которых сидит молодой человек, уткнувшись в ноутбук. 

Искусственный интеллект

Появились стартапы, чьи системы генерируют музыкальный поток 24/7. А есть и те, которые пытаются создать идеальную мелодию с помощью ИИ. Еще в 2016 году ИИ написал текст в стиле «Гражданской обороны». Осталось все это сделать не только реальным, но и интересным.

Что автор этой статьи действительно ждал от технологий — это появления артиста, работающего полностью на искусственном интеллекте (ИИ).

Представьте себе группу Daft Punk. Только не двух людей в шлемах, а настоящих роботов, которые пишут и играют свою музыку, а люди для них — обслуживающий персонал. Кажется, это реально уже сегодня, но мы увидим такую группу только в 2020-х. 

Фото: Duncan Kidd/Unsplash
Фото: Duncan Kidd/Unsplash

Звучание

Тренд 2010-х — полное смешение жанров. Рэперы на концертах стоят с гитарами, у рокеров звучат электронные барабаны. А популярные среди молодежи артисты делают себе звук в стиле старой эстрады.

Теперь музыканты копируют прошлое, чтобы вызвать у нас смех, а не чувство ностальгии. 

Рассматривать жанры в отдельности в 2019-м могут только авторы плейлистов на стриминговых платформах, дураки и автор этой статьи.

Тяжелые времена тяжелого рока

Остаться в рамках старого доброго рока позволительно только старым добрым артистам. 

Новые рокеры не знают, куда податься. Добавишь электронного звучания — уже не рок. А какой еще вариант? Например, обратиться к прошлому, которое мы слышим в последнем альбоме Arctic Monkeys. 

Жанр изжил себя. Стоит включить плейлист с новинками рок-музыки, и ты попадаешь в мир штампов, а если звучит что-то оригинальное, то роком это назвать трудно. 

Тяжелая музыка чуть не исчезла с радаров.

Но! С середины 2010-х молодые ребята с гитарами ждали своего часа, просто не получалось выйти из андеграунда. Фестивали типа Motherland и «Боль» смогли громко заявить о себе ближе к концу десятилетия. Группы на них звучат грязно, гаражно, а все ручки по-молодецки выкручены на максимум. Если бы мы жили в нулевых, то назвали бы это «альтернативой».

Боль — наш новый пикник. Звучит очень в духе времени.

Фото: Victor Rodvang/Unsplash
Фото: Victor Rodvang/Unsplash

Рэп из нью рок

Рэперы — новые рок-звезды. И они не изменяют своим корням — продолжают умирать от пуль и наркотиков. К сожалению, теперь в юном возрасте — уже можно открывать «Клуб 21».

Деньги на ветер, тачки и, несмотря на сильное феминистическое движение, «сучки» почти в каждом треке. Только брутальность заменили на яркие шмотки.

Звук 2010-х будет ассоциироваться с треском хай-хэтов, завышенным и заниженным вокалом, неразборчивым речитативом и автотюном. Сэмплирование старых треков отходит на второй план — слишком заморочено, хотя раньше хип-хоп только из этого и состоял.

Попсы больше нет

Есть поп-музыка. Да, вот так, с уважением. Слушать ее теперь не стыдно. В 2010-х можно быть каким угодно, и общество обязано тебя принять. С музыкой так же — слушай то, что хочешь, тебя поймут. 


Поп-музыка, как обычно, разделена на две большие части — электронно-танцевальную и электроакустическую. Но объединяет их одно — все эти песни могли быть написаны еще в прошлом десятилетии, прорыва в звуке так и не случилось. Mika мог бы выпустить свой хит Relax в этом году, а Dua Lipa звучит очень в стиле 2000-х.