
Парад масок, искрометный юмор и голос с небес в спектакле «Le Тартюф. Комедия»

В репертуаре театра теперь два «Тартюфа»: в 1968 году эту пьесу Мольера поставил Юрий Любимов, и спектакль до сих пор идет на Таганке и пользуется неизменным успехом. Новая постановка «Le Тартюф. Комедия» свежа, актуальна и выполнена в лучших таганковских традициях. На сцене — еще одна сцена, уходящая трапецией куда-то ввысь по наклонной, что-то сродни комедии дель арте. На лицах артистов — маски, нарисованные толстым слоем грима, — застывшие выразительные гримасы.
Новая постановка высмеивает не только показного святошу Тартюфа, который умеет втереться в доверие, постоянно ссылаясь в своих речах на Бога и христианские заповеди, а на деле являясь самым отъявленным лгуном и грешником, но и всех тех, кого Тартюф пытается одурачить. Для Муравицкого все персонажи Мольера виноваты в том, что их облапошили, в том, что такой вот Тартюф поселился у них в доме.
Он решил назвать спектакль «Le Тартюф. Комедия» и поставил перед именем собственным определенный артикль. Во французском языке подобное употребление артикля носит уничижительный и фамильярный оттенок — «Ох уж этот Тартюф», «Тот самый Тартюф».



Главное, что отличает спектакль Муравицкого, — это то, что он действительно смешной. Текст Мольера, который знают и помнят многие, звучит здесь современно и заставляет зрителей безудержно и искренне смеяться. Достигается это в первую очередь за счет актерской игры: артисты отчаянно комикуют, гримасничают, у каждого из них свой необычный говор, свой способ произносить слова на французский манер. Но в основном смех рождается из мизансцен, из крикливой, площадной и даже в чем-то грубоватой манеры существования артистов, из интонаций и подтекста.
Помимо актеров, по бокам на основной сцене — музыканты. Сценки перемежаются музыкальными интермедиями, артисты исполняют незамысловатые французские песенки. Но музыка не только разбавляет основное действие, она постоянно «озвучивает» персонажей, акцентируя внимание на отдельных пассажах. Более того, персонажи нередко, произнося свои монологи, внезапно принимаются петь: кто читает свой текст как рэп, кто исполняет арию, кто романс, кто частушку (музыку к спектаклю написал французский композитор Луи Лебе). И это тоже получается у них смешно, оригинально и задорно.


