Фрики всех стран, объединяйтесь. Как прошло шоу Жан-Поля Готье в Москве
Из высокой моды уходят по-разному. Кто-то тихо, почти бесшумно, словно вышел из комнаты и закрыл за собой дверь. Так в свое время сделал строгий испанец Кристобаль Баленсиага, не удосужившийся даже попрощаться со своими сотрудниками. Кто-то в лучших королевских традициях уходит ногами вперед, как дожившая почти до 90 лет Мадемуазель Шанель. Тот же номер потом повторит ее преемник Карл Лагерфельд: правильно, зачем менять раз и навсегда заведенный распорядок? А кто-то уходит в полуобморочном трансе под пение и слезы любимых муз, как великий Ив Сен-Лоран. На своем последнем шоу он уже еле шел по подиуму. «Всему на свете приходит конец», как сказано у Чехова в «Вишневом саде». И индустрия моды, увы, не исключение.
Неутомимый выдумщик Жан-Поль Готье обставил свое прощание в фирменном стиле: шутки, смех, музыка, конфетти. Никакой мелодрамы, прочувствованных речей, слез и фальшивых заверений, что «жизнь продолжается». Ничего не продолжается! Та его бывшая «модная» жизнь закончилась раз и навсегда 23 января 2020 года в театре Шатле. А может, еще и раньше, когда им был подписан договор о продаже бренда Jean Paul Gaultier испанскому синдикату Puig.
Мы общались с Жан-Полем буквально за месяц до его финального шоу, но он хранил дипломатичное молчание относительно своего будущего. Хотя и без лишних слов было понятно, что затяжной кризис, накрывший с головой всю модную индустрию, требует радикальных мер и смены ключевых лиц. Тут фирменными шуточками и хохмами не отделаешься. Но он по своей неистребимой привычке продолжал белозубо улыбаться и кокетливо намекать, что в его жизни есть и куда более приятные занятия, чем выпуск четырех коллекций в год. «Ну, сколько же можно?» — шумно вздыхал он, закатывая глаза. Но когда наши взгляды встречались, его голубые немного выцветшие глаза не могли скрыть вековую усталость.
Она, кстати, чувствовалась и в его последних коллекциях. Что-то со временем ушло из них — безумный драйв, молодая жажда удивлять и шокировать, отважный бурлеск, имеющий в своей основе чисто галльскую непокорность и всегдашнюю готовность к бунту.
Собственно, чем были первые коллекции Готье, как не бунтом отважного клошара против буржуазной респектабельности бульвара Сен-Жермен или королевского величия Вандомской площади? Вся его мода родом из квартала Марэ: сомнительные заведения, темные личности, риск нарваться на чей-то нож или кастет, поджидающие на каждом углу.
Его контингент — рвань и пьянь. Сутенеры, проститутки обоего пола, трансвеститы, морячки в самоволке, готовые на все. Вот его любимые источники вдохновения! Готье тянуло и возбуждало самое дно. И в этом желании он неожиданно совпал с главными трендами наступавшей эпохи. В какой-то момент все модники страстно возжелали облачиться в безразмерные лохмотья гранжа, затянуть себя в латекс, надеть островерхое бюстье Мадонны и матросские тельняшки, так соблазнительно подчеркивавшие бицепсы красивых самцов с рекламы духов Le Male.
Теперь это все История, разыгранная в полуторачасовом Freak Show, которое еще можно успеть увидеть на сцене Московского дома молодежи. Это и есть финальный выход Готье. Его прощание, его расчеты с прошлым, его расставание с былыми иллюзиями и тайными печалями. Все его главные свершения, надежды и драмы в сверкающем калейдоскопе шоу. Беспрерывная смена модных коллекций, ритмичные танцы, громкая музыка. Тем, кто всерьез интересуется модой, смотреть надо обязательно: жизненный путь маэстро прослеживается обстоятельно, а временами даже вдохновенно. Те, кто еще находится в сомнениях, куда пойти, чтобы отпраздновать День влюбленных 14 февраля, тоже не прогадают: шоу динамичное, бодрое. Много красивых тел на любой вкус и цвет. Есть даже сцена со стриптизом. Подруга или друг не заскучают.
Ну а те, кто не прочь предаться ностальгическим воспоминаниям о том, «какими мы были», тоже не останутся разочарованными. Букет из великих французских див, включая Жозефину Беккер, Мишлин Прель, Катрин Денев и Лин Рено, собран Готье с отменным тщанием и превеликой нежностью. У каждой из них тут есть свой бенефисный выход. Разумеется, в формате видеоклипа. Тем не менее благодаря их мимолетным появлениям на экране становится понятно, что Жан-Поль возник не сам по себе, как дикий цветок на парижском асфальте. За его Домом стоят вековые традиции haute couture, серьезные имена и очень большие деньги. Ясно, что абы у кого Катрин Денев не станет выступать в качестве конферансье!
На мой взгляд, московской версии Freak Show не хватило атмосферы сенсации, всегда присутствовавшей на дефиле Готье. Слишком уж все было степенно. Заюзанное, пыльноватое пространство МДМ с бесчисленными вывесками на фасаде никак не тянет на шик мюзик-холла «Фоли Бержер», где состоялась парижская премьера. Зрительный зал вяло отзывался на попытки актеров включить его в действо. Впрочем, не могу сказать, что попытки эти были слишком настойчивыми.
Бросилось в глаза отсутствие в зале МДМ и представителей столичной модной тусовки. Как мне объяснили организаторы, шоу не рассчитано на нее. Это была установка самого Готье. Мол, он хотел быть ближе к простому народу. Отсюда и Ольга Бузова, вдруг возникшая со своим клиентским заказом. А чем наша звезда хуже Мадонны, сшейте и ей концертное платье! Готье галантно обещал подумать. И деятели российского шоу-бизнеса, плотно оккупировавшие первые ряды на премьере и просидевшие с лицами партийных бонз: мол, и не такое в жизни видали! По части фриков российская столица никому не уступит своего первенства.
Готье все выдержал, всем улыбался, всем желающим нарисовал свои фирменные автографы, с готовностью позировал для бесконечных селфи. Несмотря на свои 67, которых не скрывает, он еще крепкий мужик, этот Жан-Поль. Понятно, что так просто он никуда он не уйдет. И не надейтесь!