Начать блог на снобе
Все новости

Иллюстрация: Даша Фартушняк

Без-имени-1.jpg

Иллюстрация: Даша Фартушняк

Елена Аникеева: Как женщине добиться успеха в бизнесе

Редакционный материал
Как в реалиях российского рынка превратить себя в бизнес-леди, используя при этом сильные стороны своего пола? Основатель и арт-директор дизайн-студии Pixies и сооснователь бренда Lokoto Елена Аникеева рассуждает о женском бизнесе, феминизме в России и в мире, а также дает несколько советов предпринимателям
1 апреля 2020 14:30

Рамки и ограничения. «Женщина, знай свое место!» Раз уж мы затронули тему женщины в бизнесе, уместно пошутить в лучших сексистских традициях. Мой предпринимательский путь — это не прямая линия, а синусоида со своими взлетами и падениями. Не могу сказать, что мне чинили препятствия и вставляли палки в колеса, потому что я женщина. Да, я допускала ошибки, но сама, без помощи третьих лиц, и всегда брала на себя ответственность за свои действия. 

Мой принцип: «Вижу цель — не вижу препятствий». Такой стиль бизнеса приписывают мужчинам, хотя не все они такие уж пробивные, как и далеко не все девушки пасуют перед трудностями, останавливая на скаку не только коня, но и ломая целый пласт ожиданий социума. На мой взгляд, пол не имеет значения, когда речь идет о профессионале. Сильный ищет возможности, слабый — отговорки. Как в бизнесе, так и в творчестве рамки только у нас в голове. 

Грамотное использование преимуществ. Что в женщинах от гендера, а что от воспитания? Вопрос спорный, но нет необходимости в помощи знатоков, чтобы определить: в подавляющем большинстве женщины обладают теми качествами, что мужчинам реже достаются по дефолту. Женщина задает тон и настроение коллективу, питает всех энергией. То самое понятие «хранительница очага» можно применить и к бизнесу, который она любовно выстраивает и облагораживает. Так, женщинам из-за особенностей воспитания и социального давления больше свойственна эмпатия и менее свойственна самоуверенность (не путать с уверенностью в себе, хотя это близкие понятия). Женщина лучше чувствует людей, что особенно помогает при формировании команды и принятии решений, связанных с будущим компании. Женщина эмоционально более вынослива, потому что по природе своей живет в состоянии неопределенности. Биологически это проявляется в процессе родов. Долгое пребывание в состоянии турбулентности, вопросы «что происходит?» и «когда это уже случится?» — те же чувства испытывает предприниматель, потому что бизнес — это перманентная неопределенность. 

Борьба за равноправие. Феминизм сегодня в яростной борьбе за права женщин потерял свои изначальные ориентиры, что особенно видно в США. Из-за крайностей, в которые уходят некоторые представители этого движения, у большинства оно вызывает скепсис. Дошло до того, что во многих компаниях двум представителям противоположного пола запрещено проводить встречи тет-а-тет — всегда должен присутствовать кто-то третий. Такие меры предосторожности приняты на фоне движения #MeToo. Мужчины теперь боятся проявлять вежливость, ведь она может быть расценена как харассмент, а с этим строго: если даже малейшая тень упадет на репутацию, отмываться придется долго. 

Русский феминизм. В России есть большой шанс сделать феминизм «правильным». Достаточно вспомнить, что буквально 30 лет назад наши бабушки возглавляли цеха на заводе, занимали высокие посты, управляли большими бригадами, а кто-то даже отправился в космос. Феминизм в России начал складываться как общественное движение в середине XIX века. Мы стали одной из первых стран мира, предоставившей женщинам всю полноту избирательных прав. У нас на генетическом уровне еще жива память о женщине как об управленце. 

Как женщине стать успешной, если она выбрала путь бизнес-леди:

Развивать личный бренд. Бизнес в креативной сфере нередко формируется из представления о личности основателя. Харизматичные лидеры с яркой индивидуальностью всегда находятся в центре внимания и становятся лицом своей же компании. Поэтому так важно делать акцент на персональном брендинге в рамках продвижения компании и вести аккаунты в онлайн-платформах, чтобы заинтересованность целевой аудитории начиналась с главы компании. Человек всегда ищет личного контакта: люди стремятся к живому общению и отдают предпочтение работе с теми, чей талант и творческая энергия вызывают у них эмоциональный отклик. 

Делать то, что нравится. С самого раннего возраста меня поощряли в занятиях творчеством и не принуждали поступать «как надо» вразрез с тем, что было важно для меня как для личности. Эта философия стала основой глубокой внутренней уверенности в себе и отправной точкой, которая фактически привела к моему призванию. Именно благодаря такому подходу я начала воспринимать себя как источник ресурсов и сфокусировалась на монетизации того, что делаю лучше других. Почему я стала развивать собственный бизнес? Это был единственный путь для меня: как оказалось, я просто не способна, работая по найму, делать то, к чему у меня не лежит душа.  

Стать частью профессионального комьюнити. Где искать партнеров, команду и клиентов? Там, где люди ожидают получить решение своих задач. Общайтесь с «коллегами по цеху», ходите на тематические мероприятия, участвуйте в конференциях. При этом не зацикливайтесь на профессиональной сфере. Откройте для себя фестивали и вечеринки, ведь никогда не знаешь, где и с кем познакомишься. Вступайте в профессиональные сообщества, дружите с коллегами и говорите о себе. Полезные знакомства случаются на профессиональных конференциях, где я часто выступаю как спикер, но менее очевидные и не менее приятные находят меня совсем не в бизнес-тусовке. Например, с Burning Man 2018 я привезла не только белую пыль пустыни, но и ряд сделок с «золотыми» клиентами из венчурного бизнеса, которые обеспечили Pixies проектами на год вперед. Свой бизнес тем и хорош, что о нем всегда приятно рассказывать. Поэтому показывайте и презентуйте, пока сарафанное радио не начнет делать это за вас.

Повышать ценник в соответствии с квалификацией. По статистике женщины получают за работу на треть меньше мужчин, занимающих аналогичную позицию. Считается, что мужчина — кормилец, и именно ему нужно обеспечивать семью, а значит, он должен получать больше. Но сейчас перед современной женщиной стоят те же задачи, и даже счастливое замужество редко закрывает ее потребность в финансовой независимости. Почему женщины зарабатывают меньше? Секрет в том, то они редко адекватно оценивают свой труд, стесняются говорить о деньгах и часто не могут озвучить желаемый уровень заработка. Поэтому, если вы действительно хотите добиться успеха, никогда не принижайте свои достоинства. Не бойтесь получать то, чего заслуживаете. Будьте отличным профессионалом, стремитесь к первенству в своей области. И тогда ни у кого не возникнет поводов усомниться в вашей компетентности и вспомнить про ваш пол в контексте бизнеса.

 

Иллюстрации: Елена Аникеева

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
На сегодняшний день, по официальным данным, от коронавируса в России умерли 16 человек. Но в официальную статистику попадают не все. Как ведется эпидемиологический подсчет в России и насколько эффективны тесты на коронавирус, рассказывает доктор медицинских наук и профессор НИУ ВШЭ Василий Власов
Объяснение нынешних экономических бед лишь пандемией коронавируса рисует слишком успокаивающую картину. «Кризис из ада» был лишь спровоцирован последствиями пандемии, но наложился на давно накапливающиеся противоречия действующей экономической системы. Автор телеграм-канала Politeconomics и сторонник Современной монетарной теории (ММТ) Хазби Будунов — о том, почему этот кризис не похож ни на один из прошлых
Специально для «Сноба» адвокат и арбитражный управляющий Евгений Бодров изучил меры поддержки бизнеса и физических лиц, о которых президент говорил в обращении 25 марта, и дал оценку их эффективности

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.