Начать блог на снобе
Все новости

Деньги и Бизнес

Редакционный материал

Мир после пандемии: что ждет книжную индустрию

Пандемия и финансовый кризис затронули все сферы жизни, в том числе и книжную индустрию, которая терпит огромные убытки. Спасают отрасль только электронные книги и оптовые закупки магазинов, осуществляющих доставку. О том, с какими проблемами столкнулись издательства и что будет после пандемии, «Сноб» поговорил с экспертами книжной индустрии в рамках Synergy Online Forum

5 мая 2020 9:27

Фото: Fallon Michael/Unsplash

Потери колоссальны

По данным Российского книжного союза, потери книжной индустрии до конца года составят 15 млрд рублей. И это довольно оптимистичный прогноз. Что происходит в отрасли?

Книжные офлайн-магазины не работают. Сети и оптовики берут книги только под продажи в интернете с доставкой. Поэтому убытки книжной индустрии колоссальны, отрасли однозначно нужна поддержка, говорит директор издательства Synergy Book Константин Дейнекин. 

Генеральный директор компании «ЛитРес» Сергей Анурьев тоже говорит, что книжный рынок переживает очень сложные времена. Ведь оффлайн-магазины закрыты, а книжные сети замораживают платежи издательствам. По его словам, в последние месяцы продажи бумажных книг в Москве и Петербурге упали на 60%.

«Две трети книжного бизнеса приходится на малых и средних предпринимателей, которым тяжелее всего. Согласно прогнозу “Эксмо-АСТ”, доходы книжной розницы не восстановятся в ближайшие три месяца, в марте их падение составило около 75%, или 6,8 млрд руб. ежемесячной выручки, а прогнозируемые потери за четыре месяца (с марта по июнь 2020 года) могут составить около 27 млрд руб., или 25% годовой выручки», — сказал Анурьев.

Эра онлайн

Чтобы выйти из положения, издательства максимально сокращают свои расходы и усиливают продвижение своих интернет-магазинов, говорит Дейнекин: «Наше издательство сконцентрировалось на digital-маркетинге, мы запустили чат-боты и усиливаем работу с перспективными авторами, предлагая им редакционные услуги. Помогают издательствам и партнеры: сеть “Читай-город”, например, организовала бесплатную доставку наших книг в продуктовые магазины».

По мнению Анурьева, в нынешних условиях отрасль поддерживает сегмент цифровой литературы: «Здесь мы видим рост продаж и повышенный интерес со стороны потребителей. Это происходит, прежде всего, по причине самоизоляции россиян и невозможности посещать оффлайн-магазины и из-за того, что мы вместе с издательствами делаем упор на специальные карантинные предложения для тех, кто вынужден оставаться дома, работать и учиться удаленно».

По словам Анурьева, только с 17 по 23 марта пользователи «ЛитРес» скачали на 142% больше бесплатных книг, чем неделей ранее. А на неделе с 30 марта по 5 апреля количество проданных экземпляров книг в сервисе «ЛитРес» выросло на 43% по сравнению с первой неделей марта. 

Мир до и после пандемии

Как и многие другие бизнесы, после пандемии книжная индустрия будет долго приходить в себя, отмечает Дейнекин.

«Также изменятся читательские предпочтения в деловой литературе. Будут востребованы книги, которые учитывают реалии бизнеса в новом мире. Мы предоставили всем нашим авторам возможность дополнить книги актуальными опытом с учетом кризиса и пандемии. Читатели уже сейчас смогут получить книги, учитывающие изменения в жизни каждого. Мы уже успели выпустить несколько таких новинок», — добавил он.

По мнению Анурьева, после окончания пандемии многие книги продолжат выходить онлайн либо до выхода на бумаге, либо вообще только в электронном формате, и дальнейший рост сегмента электронных и аудиокниг станет основным драйвером книжного рынка.

«Нам вместе с издательствами нужна общая стратегия действий, а книжному бизнесу в целом, и бумажному, и цифровому, нужна поддержка государства», — заключил Анурьев. 

Автор — Анастасия Тискова, PR-менеджер корпорации «Синергия»

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться

Читайте также

Более 500 писателей, издателей и литераторов направили открытое письмо правительству России с просьбой внести книжную индустрию в список сфер деятельности, наиболее пострадавших из-за пандемии коронавируса, а печатную продукцию — в перечень товаров первой необходимости. Главный редактор издательства БОМБОРА Рамиль Фасхутдинов рассказал «Снобу», как что происходит на книжном рынке, как выживают книжные магазины и что ждет отрасль в будущем
Фонд V–A–C запускает новое микромедиа под названием Sreda. Создатели хотят, чтобы его называли журналом, и собираются публиковать там нешаблонный культурный продукт. Неизменно то, что каждая публикация не вечна. В определенный момент она в буквальном смысле исчезнет: пропадет из архива, перестанет отображаться в поиске. Зачем убивать контент и почему художественное высказывание не обязано жить по законам медиарынка? Об этом мы поговорили с куратором V–A–C и одним из создателей проекта Кареном Саркисовым
Гендиректор сети кофеен «Шоколадница» Олег Подгорный рассказывает о проблемах крупного сетевого бизнеса в период самоизоляции, закрытии части точек и других антикризисных мерах