Начать блог на снобе
Все новости
Редакционный материал

Как развить в ребенке креативность

Дмитрий Чернышёв, автор книги «Вертикальный прогресс: как сделать так, чтобы дети полюбили школу» (вышла в издательстве «Альпина. Дети») рассказывает, как правильно расставить акценты в обучении именно вашего ребенка и почему «среднего ученика» не существует. «Сноб» публикует одну из глав

30 июня 2020 10:50
Фото: Sam Poullain/Unsplash
 

Взрослый творческий человек — это ребенок, который выжил.
Урсула Ле Гуин

Старая школа убивает в детях творческие способности. Доктор Джордж Ланд рассказал о результатах тестов креативности, которые он и его команда разрабатывали в рамках специального проекта NASA. Задачей команды психологов было создать тест, позволяющий оценить и измерить творческий потенциал дошкольников.

Полученный результат шокировал не только заказчиков в NASA, но и самих психологов. Тест предлагал детям различные понятные им задачи, чтобы их решить тем или иным способом. Тест проводился на 1600 детях в возрасте от четырех до пяти лет. Оказалось, что в высшую категорию теста, рассматриваемую психологами как «гениальность», попало 98% детей.

Разработчики провели тот же тест, на тех же детях, но уже когда те достигли возраста десяти лет. На этот раз в категорию «гениальное воображение» попало всего 30% детей. Результат получился настолько странным, что NASA опять заинтересовалось и провело тот же тест, на тех же детях, но уже в возрасте 15 лет. Гениев среди них оказалось менее 12%. Следующих пяти лет в NASA ждать не стали и немного нарушили чистоту эксперимента, поставив тест на случайной выборке взрослых. Среди взрослых доля гениальности упала до 2%.

В новой школе детей будут учить придумывать идеи — возможно, именно этот навык пригодится им в жизни больше всего. Слово «креативность» заменило в русском языке слова «фантазия», «воображение» и «придумывание», у которых была и отрицательная смысловая нагрузка: «что за глупые фантазии», «воображала» или «не надо нам тут ничего придумывать». 

Такое отношение к фантазии есть во многих странах. Например, в Китае восприятие научной фантастики было резко отрицательным многие десятилетия. После «Дискуссии о науке и метафизике» в 1923 году произведения жанра НФ практически полностью исчезли. В 1983 году фантастические произведения в Китае были обвинены в духовном растлении народа, в результате чего их стали запрещать к публикации. Но это не закончилось и в XXI веке. В 2011 году в Китае были запрещены сериалы и фильмы о путешествиях во времени. Чиновники от кино стали называть фокусы со временем феодальным суеверием и культивированием фатализма. Также авторов фильмов о путешествиях в будущее обвиняли в попытках критиковать современный Китай.

А потом китайцы задумались над тем, почему у них хорошо получается копировать чужие идеи, а вот с придумыванием своих есть большие проблемы. И отношение к фантастике в Китае стало меняться после поездки китайских исследователей в США. Делегация пыталась понять, каким образом сотрудники Apple, Google и Microsoft оказываются новаторами. Китайцы задавали массу вопросов в попытках понять, откуда берутся креативность и изобретательность. Исследователи выявили один общий фактор: большинство сотрудников этих компаний в молодости любили научную фантастику. В результате Китай начал пересматривать свое отношение к НФ и к жанру фэнтези.

Нужно помнить, что креативность — это не один критерий. Она состоит из нескольких навыков, которые во многом пересекаются:

• творческое мышление — поиск и создание новых идей; 
• критическое мышление — всесторонняя оценка, анализ и выводы;
• стратегическое мышление — выбор цели и путей, ведущих к ней;
• образное мышление — визуализация идей;
• эмоциональный интеллект — умение управлять своими эмоциями и справляться с трудностями;
• адаптивный интеллект — умение приспосабливаться к изменяющимся условиям, варьируя способы решения задач;
• коммуникативные навыки — умение работать в команде и выстраивание отношений в коллективе.

Издательство: Альпина Паблишер

И все это можно и нужно тренировать и развивать в детях. Уже в начальных классах их можно научить способу генерации идей, который предложил великий мультипликатор Уолт Дисней. Он считал, что каждому человеку присущи три характерные составляющие: Фантазер, Реалист и Критик. Для отличной работы необходимо было оптимизировать все характеры, чтобы они помогали, а не мешали друг другу. В студии Диснея существовали три комнаты для мышления. 

Комната Фантазера служила только для мечтаний. Этому способствовала атмосфера, созданная в помещении. На стенах висели яркие картины, между ними написаны цитаты. Этот художественный хаос был призван строить воздушные замки, осуществлять самые немыслимые фантазии. Никакой критики, только идеи. 

У Реалиста комната уже была похожа на рабочую мастерскую. Там стояли столы, присутствовала самая совершенная техника. Реалисты воплощали идеи Фантазеров в жизнь. Здесь все самые немыслимые персонажи попадали на бумагу. В этой комнате появились Микки Маус, Белоснежка и семь гномов, Питер Пэн, Бэмби и многие другие. Задачей Реалиста была помощь Фантазеру.

А третья комната была комнатой Критика. Крохотное помещение служило для оценивающего взгляда Диснея. Но никакой критики в ней не было. В ней просто отбиралась одна Лучшая идея из десятков Хороших.

Школьникам можно рассказать о технологии мозгового штурма — о том, как отделить процесс генерации идей от их критики. А также о том, как идеи Диснея развил британский психолог Эдвард де Боно. Он назвал свою методику «шесть шляп». Де Боно считал, что процесс человеческого мышления хаотичен и что его можно и нужно упорядочить. Для этого во время генерации идей сотрудники поочередно надевают головные уборы разного цвета.

Синяя шляпа используется в начале и конце мыслительной сессии для постановки целей, определения стратегии обсуждения, оценки положения группы и состояния проблемы. Человек в синей шляпе помогает группе оставаться сфокусированной на задаче.

Белая шляпа — только для фактов и информации. Перечисляется все, что может быть полезно для решения проблемы. Никаких эмоций.

Все эмоции отданы красной шляпе. Во многих случаях это путь взращивания идей.

За черной шляпой поиск негатива. Участниками выявляются возможные препятствия, риски, опасности.

Оптимистичность — желтая шляпа: участники выявляют преимущества, связанные с рассматриваемым вопросом. Этот режим мышления противоположен Черной шляпе и направлен на поиск аргументов в пользу чего-либо.

Креативность — зеленая шляпа: поиск необычных, творческих идей и провокационных решений, исследование, полет мысли. Часто эффективна после черной шляпы для поиска путей преодоления трудностей.

Интересно, что концепция черной шляпы была развита японцами. Одна крупная японская корпорация обсуждала вопрос о покупке другой компании за 20 миллиардов долларов. Решение должен быть принять совет директоров. И на нем не было ни одного голоса «против». Это не понравилось директору компании — вопрос очень серьезный, а если все думают одинаково, значит, никто не думает.

И тогда директор остановил совещание и дал новую вводную: «Представьте, что через три года наша компания обанкротилась. Объясните, почему это могло произойти?» Все сразу оживились — никто не хотел банкротства. И тогда прозвучала мысль: «Может, мы могли бы потратить наши 20 миллиардов более эффективно?» Так был придуман нестандартный способ генерации идей — давайте попробуем вместо созидания разрушение. Разрушать гораздо интереснее. Это включает фантазию. Такой способ помогает найти узкие места и заранее предвидеть возможные опасности.

Прекрасно работает с детьми постарше метод ментальных карт, который разработал Тони Бьюзен. Он предложил поместить в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Очень хорошо дополнять карту рисунками. Процесс рисования карты способствует появлению новых ассоциаций, а образ получившегося древа надолго останется в памяти.

У большинства людей креативное мышление ассоциируется с напряженными мозговыми штурмами и длительным заключением в четырех стенах. А у англичан есть правило «Трех B». Они считают, что множество открытий были сделаны в одном из трех B — bus, bed, bath (автобус, кровать, ванна).

Для генерации нестандартных решений очень полезно хорошо себя знать и уметь стимулировать. Например, Шиллера приводил в творческое состояние запах гниющих яблок, Золя привязывал себя к стулу, Вагнер любил держать в руках шелк, Шарлотта Бронте чистила картофель, Агата Кристи мыла посуду. Мильтон, Россини, Лейбниц, Кант и Декарт творили лежа в постели, Бетховен лил себе на голову ледяную воду. Когда Бальзак жил в нищете, он написал на голых стенах названия предметов, которые хотел бы видеть в своем доме: «гобелен», «венецианское зеркало», «картина Рафаэля». Это вдохновляло его. Он верил, что когда- нибудь все эти вещи появятся у него дома.

Добавлю, что в новой школе обязательно будут места для детей, где они смогут побыть в одиночестве — подумать и помечтать. А также места, чтобы собраться вместе для решения своих проблем. Без взрослых. Так английские кофейни XVIII века способствовали огромному количеству открытий эпохи Просвещения — от зарождения науки об электричестве до страхового дела и демократии. В парижских кафе родились импрессионизм и модернизм. Множество компьютерных гениев вышло из клуба Homebrew в Кремниевой долине.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться
Читайте также
Более двух месяцев в школах идет вынужденный эксперимент с онлайн-обучением, обусловленный пандемией коронавируса и введенными в этой связи ограничительными мерами. Экзамены для выпускников девятых классов отменили, Единый госэкзамен сделали обязательным только для тех, кто собирается поступать в вуз, и отложили на неизвестный срок. Чиновники бодро докладывают о том, как идут дела в школах. Что думают о сложившейся ситуации директора школ и образовательных проектов, Ксения Чудинова выясняла в беседе с главой частной школы «Апельсин» Димой Зицером и гендиректором платформы «Учи.ру» Ильей Паршиным
Первый месяц дистанционного обучения позади. Учителя, родители и школьники освоили новые инструменты и постепенно привыкают к новым условиям. Уроки теперь проходят онлайн, кто-то уже перешел на специализированные образовательные платформы, а кто-то пока еще отправляет выполненные домашние задания на электронную почту преподавателя. Мы поговорили с экспертом по ИТ Антоном Бурсаком, учителем информатики Людмилой Вахитовой и мамой школьницы, главным редактором проекта «Сноб» Ксенией Чудиновой о том, какие платформы сейчас используются в школах и может ли хотя бы одна из них обеспечить качественное образование — основное и дополнительное
Заскрипело и покосилось обжитое лет двести назад нашими прилежными предшественниками здание системы образования, и тут…