Начать блог на снобе
Все новости
Редакционный материал

10 знаковых объектов Никола-Ленивца

В этом году фестиваль ленд-арта «Архстояние» пройдет с 4 по 6 сентября, и это его юбилейный, 15-й сезон. За все время проведения фестиваля в Никола-Ленивце появилось более 100 арт-объектов, которые стали частью местного ландшафта или переехали на другие территории. Несколько произведений искусства, ставших символами места, — в подборке «Сноба»
12 августа 2020 16:32
Иллюстрация: Пресс-служба
 

Красный лес. Игорь Шелковский, 2020

В 2020 году художник, скульптор и живой классик нонконформизма Игорь Шелковский при поддержке Музея AZ впервые сделает объект для Никола-Ленивца. Конструкция из массивных деревянных брусьев хаотично выстроена вдоль 30-метрового моста, который перекинулся через небольшой овраг в северной части парка «Версаль». Он соединяет старую и новую территории Никола-Ленивца и заметен и зимой и летом из-за яркого красного цвета.  

Вилла ПО-2. Александр Бродский, 2017

Компактный дом собран из всем знакомых бетонных заборных плит ПО-2. Их нашли на одном из хозяйственных дворов деревни Звизжи. Снаружи — недружелюбная крепость «в ромбики», внутри — деревянный уютный дом палладианских пропорций, в котором могут одновременно разместиться десять человек. В вечернее время, когда из небольших окон льется теплый свет, постройка выглядит особенно притягательно.

 

Ленивый зиккурат. Проектная группа «Поле-дизайн», 2014

«Ленивый зиккурат» родом откуда-то из шумеро-вавилонского мира и венчает трилогию смотровых точек «Версаля» — вместе с «Аркой Бернаскони» и «Ротондой», которые появились здесь ранее. Многоуровневый объект сложен из бревен, как традиционные избы и церкви, но при этом он настолько высок, что его видно из-за верхушек деревьев. 

 

Бобур. Николай Полисский, 2013

«Бобур» — это одновременно отсылка и к голове в поле из «Руслана и Людмилы» Александра Пушкина, и к парижскому Музею Помпиду, фасад которого украшают открытые вентиляционные трубы. И если с парижского Бобура видно весь город, то отсюда — весь Никола-Ленивец. 22-метровая конструкция, оплетенная березовой лозой, держится на металлическом каркасе. Вблизи она выглядит как большая корзина, издалека — как странный космический объект. 

 

Вселенский разум. Николай Полисский, 2012

Одна из самых больших инсталляций Николая Полисского, ажурная полусфера, или попросту деревянный «мозг» диаметром 14 метров, составлена из изогнутых балок и окружена колоннадой — то ли ракет, то ли приемников. По сути, это большой научный храм, при создании которого художник вдохновлялся псевдонаучными передачами о великих открытиях божественного компьютера.

 

Арка. Bernaskoni, 2012

Объект-гибрид, сочетающий в себе несколько пространств и функций: триумфальную арку, портал, смотровую площадку, бар и колодец. Архитектор Борис Бернаскони строил его как полный антипод расположенной неподалеку «Ротонды»: вместо овала ротонды — квадрат арки, вместо белого цвета — черный, вместо очага в ротонде — колодец с водой. На смотровую площадку, по совету местных, лучше всего подниматься в пять утра, наверх ведет винтовая лестница. А спускаться нужно будет по узкому проходу с остановкой в «комнате художника». Финальной точкой пути может стать «секретная комната» — укромный уголок под лестницей, предназначенный для отдыха.

 

Штурм неба. АБ Manipulazione Internazionale, 2012

Пирамида из деревянных лестниц, стремящихся к небу, — идеальный символ человеческих сил, брошенных на достижение заветной мечты. Авторов вдохновляла мысль, что лестница наиболее просто и понятно показывает движение, а небо — слишком иллюзорную цель. 

 

Ротонда. Александр Бродский, 2009

Негласный символ места, «Ротонда» Александра Бродского — это небольшой дом среди поля, одновременно и убежище, и площадка для наблюдения за окрестностями. В «Ротонде» много окон и 21 дверь, каждая из которых была найдена в старых домах по соседству. Правда, открыв их, нельзя попасть в другое пространство, зато можно остаться внутри — развести огонь в очаге и любоваться закатом. 

 

Николино ухо. Владислав Савинкин, Владимир Кузьмин, 2006

Один из первых объектов Никола-Ленивца — большое «Николино ухо». Деревянная «раковина», закрытая от шума деревни и развернутая в сторону реки Угра — уголка тишины и спокойствия. К «Уху» приставлена лестница, чтобы забраться и уединиться внутри не смотровой, а «слуховой» площадки.

 

Маяк. Николай Полисский, 2004

18-метровый маяк, сплетенный из веток вяза, стоит на высоком живописном берегу реки Угра, которая именно в этом месте изгибается почти на 90 градусов. Арт-объект собрали всего за три месяца без единого гвоздя. На самой вершине — небольшая сфера с антеннами, внутрь которой можно забраться по извивающейся лестнице.

Подготовила Марта Сахарова

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Хотите это обсудить?
Войти Зарегистрироваться
Читайте также
В Московском музее современного искусства (ММСИ) на этой неделе завершается выставка Евгении Васильевой, фигурантки дела «Оборонсервиса», соратницы бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. Художница Васильева творит под псевдонимом EVA — пишет маслом «Девочку с персиками» и делает психоделические видеоинсталляции. Как отреагировали на выставку посетители и как ее приняло арт-сообщество, наблюдала Анастасия Харчишена
Среди многообразия предметов декора, способных украсить домашний интерьер, особое элитарное место всегда занимали произведения живописи. Как сделать правильный выбор, чтобы пару лет спустя не пожалеть о приобретении, рассказывает художественный критик и искусствовед Андрей Ковалев
В книге «В поисках минимализма: Стремление к меньшему в живописи, архитектуре и музыке» культурный обозреватель Кайл Чайка рассуждает о возникновении этого культурного течения, объясняет, в чем заключаются причины нашего стремления избавиться от лишнего, и почему сейчас минимализм приобрел особую популярность. «Сноб» публикует одну из глав