Вернитесь в зону комфорта
Есть два типа фильмов про переезды. Одни рассказывают про бледных жителей унылого мегаполиса, которые отправляются в солнечный край, населенный странноватыми, но дружелюбными и чистыми сердцем пейзанами. Там герои оттаивают душой, забывают про свой снобизм, а заодно, преодолевая разные трагикомические затруднения, строят дома, сажают деревья (предпочитая, впрочем, виноградники) и, встретив любовь всей жизни, готовятся родить сына. В других речь идет о блудных детях, возвращающихся под отчий кров — в какой-нибудь маленький городок, откуда они сбежали много лет назад ради славы, карьеры, денег и прочих, как быстро выясняется, ложных ценностей. Примирение с родителями и вспыхивающая с новой силой первая любовь прилагаются. В обоих случаях — это путешествие в идиллию, возвращение в рай.
Джеймс Д'Арси (он же — Джарвис, дворецкий Говарда Старка из вселенной Marvel) решил совместить в своем режиссерском дебюте оба варианта. Джек Фостер, слегка инфантильный молодой человек лет двадцати семи, работает управляющим небольшой картинной галереи. Проблема в том, что принадлежит она родителям его жены, которая хочет развестись с Джеком: у героя есть всего месяц для того, чтобы найти деньги и выкупить галерею. Единственный вариант, который ему приходит в голову, — продать старый дом в Тоскане, принадлежащий ему напополам с отцом, тем более что никто из них не был там уже лет двадцать, с тех пор как в автокатастрофе разбилась мать Джека. Отец, Роберт Фостер, когда-то был знаменитым художником, но теперь практически ничего не пишет, что не мешает ему по-прежнему вести богемный образ жизни, в которой давно не осталось места для сына. Тем не менее он с удивительной покладистостью садится в дышащий на ладан микроавтобус Джека и едет вместе с ним в Италию, чтобы готовить дом к продаже.
Фостера-старшего играет Лиам Нисон, который еще со времен «Банд Нью-Йорка» воплощает на экране архетип отца — в «Реальной любви», «Заложнице» или даже «Битве титанов», где он стал многодетным Зевсом. В советском кино в этом качестве обычно выступал Николай Гринько, папа Буратино и Электроника, — правда, без уклона в членовредительский экшен. В фильме Д'Арси тема отцовства достигает, кажется, своей кульминации: Майкл Ричардсон, играющий Джека, — действительно сын Лиама. Наташа Ричардсон, жена Нисона, погибла в 2009-м, когда Майклу было тринадцать лет, так что в этой картине отец и сын заново проживают свою собственную историю и трагедию — к тому, что происходит на экране, не всегда подходит слово «игра».
«Сделано в Италии» — в сущности, психотерапевтический фильм, причем не только для актеров, но и для зрителей. Если для Нисона и Ричардсона он стал возможностью выразить свою боль, то всем остальным картина дает шанс вернуться из ревущих сиренами карет скорой помощи и полицейских машин 2020-го в уютный и предсказуемый мир романтических историй. В фильме Джеймса Д'Арси есть абсолютно все, что от него ожидаешь. Примирение отца и сына, которые скажут то, что давно должны были сказать, и наконец услышат друг друга. Старинный дом, ремонт которого будет символизировать, конечно, их стремление исправить в своей жизни все разрушенное. Гостеприимные итальянцы, всегда готовые прийти на помощь новым соседям — залатать крышу или прогнать из кухни злобного енота. Романтика — Джек познакомится с Рафаэллой, хозяйкой местного ресторанчика, а Роберт внимательно присмотрится к риелторше Кейт, обнаружив под суровой внешней оболочкой родственную душу (чудесная Линдси Дункан, игравшая в фильме «Под солнцем Тосканы» и сериале «Год в Провансе», вернулась в свою стихию).
И, самое главное, там есть Тоскана — с солнцем, кипарисами и старинными виллами на холмах. Непросто, конечно, убедить себя, что она еще где-то существует, но уж очень хочется поверить в это хотя бы на полтора часа. Возможно, «Сделано в Италии» — не самый великий фильм, но очень, очень своевременный.