Линия защиты. Петербург готовится к открытию выставки, посвященной Рафаэлю
Зима в Петербурге обещает пройти под знаком Рафаэля. 500 лет со дня смерти — это не только траурный юбилей, который отмечается во всем мире, но еще и повод вернуться к феномену творчества одного из самых светлых гениев Возрождения, в заочном диалоге с которым состояли художники самых разных направлений и школ. Кто-то откровенно ему подражал, считая себя его духовным наследником и адептом, кто-то страстно полемизировал и резко отрицал, но все так или иначе сходились на том, что Рафаэль и все, что с ним связано, — это и есть непререкаемый канон, определяющий уровень искусства, как тонометр — кровяное давление.
На протяжении пяти столетий и маньеристы, и академисты, и мастера барокко, и романтики, и модернисты вынуждены были соотносить себя с его творчеством, которое во все времена воспринималось как некий абсолютный эталон, последняя инстанция, выше которой ничего нет, только Бог.
В эрмитажном собрании есть два Рафаэля — знаменитое «Святое семейство» с безбородым Иосифом и маленькая «Мадонна Конестабиле», по преданию, написанная 20-летним художником как раз перед тем, как он покинул родную Умбрию. Большой любитель Рафаэля, российский император Александр II приобрел картину в 1871 году и подарил ее своей супруге императрице Марии Александровне. Во время эпохальных распродаж 1920-х годов «Мадонна Конестабиле» входила в список главных эрмитажных сокровищ, предназначенных на экспорт, но, к счастью, тогда покупателя на нее не нашлось, несмотря на вполне умеренную цену, которая была назначена «искусствоведами» из соответствующих органов.
В этом году на выставку в Эрмитаже ожидают приезд почетной гостьи — рафаэлевской мадонны из Лувра, более известной под названием «Прекрасная садовница». Вместе с ней будут показаны более 300 произведений живописи, графики, прикладного искусства, многие из которых раньше никогда не выставлялись. Но главной премьерой должны стать фрески школы Рафаэля из собрания Эрмитажа, впервые представленные публике после длительной реставрации и очищенные от поздних записей. Как известно, в России они оказались после того, как в 1861 году часть коллекции римского маркиза Джанпьетро Кампаны была приобретена все тем же Александром II. Еще будучи наследником российского престола, он во время своего ознакомительного тура по европейским столицам 1835–1836 годах побывал в Риме на палатинской вилле, где эти фрески произвели на него неизгладимое впечатление. С превеликой осторожностью они были перевезены в Петербург, и тем не менее время и климатические воздействия (изначально в Риме фрески оставались на открытом воздухе) не могли не сказаться на красочном слое, который многократно подвергался разного рода вмешательствам и подновлениям.