Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости
Редакционный материал

Линия защиты. Петербург готовится к открытию выставки, посвященной Рафаэлю

Грандиозная выставка «Линия Рафаэля. 1520–2020», которая готовится к открытию в Невской анфиладе Зимнего дворца, должна  стать главным событием художественной и музейной жизни 2020 года. Почему сегодня нам необходим Рафаэль, размышляет главный редактор журнала «Сноб» Сергей Николаевич
27 октября 2020 13:45
Рафаэль Санти. Мадонна Конестабиле. 1502—1504 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Иллюстрация: Wikimedia Commons

Зима в Петербурге обещает пройти под знаком Рафаэля. 500 лет со дня смерти — это не только траурный юбилей, который отмечается во всем мире, но еще и повод вернуться к феномену творчества одного из самых светлых гениев Возрождения, в заочном диалоге с которым состояли художники самых разных направлений и школ. Кто-то откровенно ему подражал, считая себя его духовным наследником и адептом, кто-то страстно полемизировал и резко отрицал, но все так или иначе сходились на том, что Рафаэль и все, что с ним связано, — это и есть непререкаемый канон, определяющий уровень искусства, как тонометр — кровяное давление. 

На протяжении пяти столетий и маньеристы, и академисты, и мастера барокко, и романтики, и модернисты вынуждены были соотносить себя с его творчеством, которое во все времена воспринималось как некий абсолютный эталон, последняя инстанция, выше которой ничего нет, только Бог. 

В эрмитажном собрании есть два Рафаэля — знаменитое «Святое семейство» с безбородым Иосифом и маленькая «Мадонна Конестабиле», по преданию, написанная 20-летним художником как раз перед тем, как он покинул родную Умбрию. Большой любитель Рафаэля, российский император Александр II приобрел картину в 1871 году и подарил ее своей супруге императрице Марии Александровне. Во время эпохальных распродаж 1920-х годов «Мадонна Конестабиле» входила в список главных эрмитажных сокровищ, предназначенных на экспорт, но, к счастью, тогда покупателя на нее не нашлось, несмотря на вполне умеренную цену, которая была назначена «искусствоведами» из соответствующих органов.

Рафаэль Санти. Прекрасная садовница. ок. 1507 г. Лувр, Париж Иллюстрация: Wikimedia Commons

В этом году на выставку в Эрмитаже ожидают приезд почетной гостьи — рафаэлевской мадонны из Лувра, более известной под названием «Прекрасная садовница». Вместе с ней будут показаны более 300 произведений живописи, графики, прикладного искусства, многие из которых раньше никогда не выставлялись. Но главной премьерой должны стать фрески школы Рафаэля из собрания Эрмитажа, впервые представленные публике после длительной реставрации и очищенные от поздних записей. Как известно, в России они оказались после того, как в 1861 году часть коллекции римского маркиза Джанпьетро Кампаны была приобретена все тем же Александром II. Еще будучи наследником российского престола, он во время своего ознакомительного тура по европейским столицам 1835–1836 годах побывал в Риме на палатинской вилле, где эти фрески произвели на него неизгладимое впечатление. С превеликой осторожностью они были перевезены в Петербург, и тем не менее время и климатические воздействия (изначально в Риме фрески оставались на открытом воздухе) не могли не сказаться на красочном слое, который многократно подвергался разного рода вмешательствам и подновлениям. 

Реставрация нескольких фресок уже закончена, а трем еще предстоит пройти кропотливую научную реставрацию. Именно они будут представлены в виртуальном формате на специальной церемонии завтра, 28 октября, в социальных сетях Государственного Эрмитажа, Фонда Эрмитажа (США) и Посольства США в России. Эта реставрация стала возможной благодаря поддержке Фонда Эрмитажа в США и гранту Фонда Американских послов по сохранению мирового культурного наследия. А в декабре уникальный римский памятник впервые предстанет в контексте произведений XVI века, привезенных из коллекций Лувра, Национальной галереи Лондона, Альбертины и других крупнейших европейских музеев. Но и это еще не все. 

Эрмитажные кураторы Зоя Купцова и Василий Успенский решили выступить в духе времени и одним лишь XVI веком не ограничиваться. Поэтому «Линию Рафаэля» они пунктиром проведут и через последующие века вплоть до наших дней, включая «Сикстинскую Мадонну» Егора Острова 2020 года. И в этом тоже видится своего рода вполне концептуальный жест: Рафаэль как последний оберег, как линия защиты, которую вынуждена возводить культура перед натиском разрушительных сил, новых тревог и страхов, одолевающих сейчас человечество. Еще никогда люди так не нуждались в гармонии, красоте и ясном свете разума, которые всегда ассоциировались с именем великого итальянца и которые продолжают излучать его произведения. В этом, думаю, можно будет убедиться уже 9 декабря, когда выставка «Линия Рафаэля» откроется в Зимнем дворце.

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Сергей Николаевич
На прошлой неделе в Санкт-Петербурге стартовал XI Международный фестиваль искусств «Дягилев. P. S.». Программа сокращена до одного спектакля «Шанель» и грандиозной выставки портретов «В круге Дягилева. Пересечение судеб», которая откроется в ноябре в Шереметевском дворце. Неожиданно ярким фестивальным событием стала дискуссия, посвященная Дягилеву как главному трендсеттеру своего времени, а главное — его умению выживать в любых обстоятельствах
Группа «Би-2» выпустила новый альбом в рамках цикла «Нечетный воин». О творчестве в период пандемии, надежде на новое поколение и событиях в родной для музыкантов Белоруссии «Сноб» поговорил с солистом группы Шурой Би-2
Дмитрий Барченков рассказывает о двух главных премьерах недели — молодежной драме «Гранд Арми» от Netflix и очередном переосмыслении Конан Дойля под названием «Шерлок в России»