Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Шоу Сноба на Youtube Шоу Сноба на Youtube
Все новости

Фото: Jakob Owens/Unsplash

mneniya-1600-620.jpg

Фото: Jakob Owens/Unsplash

Иван Яковенко: Кто, как и зачем снимает короткометражное кино

Редакционный материал
Видеоконтент очень быстро меняет площадки, включаясь в нашу жизнь через лэптопы, экраны смартфонов, мониторы, и приобретает новые форматы: мы смотрим веб-сериалы в инстаграме, к альбомам новых исполнителей выходят целые музыкальные фильмы, для модных брендов снимают имиджевые ленты любимые режиссеры. Полнометражное кино расширяется до многочасовых марафонов и сужается до ставшего популярным и массовым короткого метра. О том, что происходит с последним — короткометражным кино, рассказывает генеральный продюсер продакшена Bosfor Pictures Иван Яковенко
30 октября 2020 15:20

Что такое короткий метр

Еще несколько лет назад «короткие» фильмы аккумулировались в видео-плей-листах во «ВКонтакте», сейчас их удобно смотреть на онлайн-платформах типа Netflix, «Кинопоиска» и т. п. Короткий метр — это целый мир: возможность для начинающих режиссеров, удобный для смартфона формат, отличный контент для социальных сетей. Хотя, когда мы создавали продакшн Bosfor Pictures и переходили от формата рекламы и клипов к киноформатам, мы даже не думали о короткометражках — хотели сразу перейти к полному метру или сериалам. В нашей команде не было никого, кто разбирался бы в полнометражных лентах, и поэтому мы решили начать с «простого формата». Тогда в киноиндустрии существовало мнение, что короткометражное кино — это, скорее, про студенческие работы, история малобюджетная или совсем некоммерческая. И дело не в серьезности и толщине папки «Сценарий», а в хронометраже: в короткий метр обычно попадают проекты до 30–40 минут. Хотя разные фестивали и площадки определяют его по-разному: «Кинотавр», например, принимает работы до 25 минут, Берлинский кинофестиваль берет работы и большего хронометража.

Основная задача короткого метра — «высказаться», а режиссера — заявить о себе. Это отличный формат для отработки и демонстрации художественного языка, подходов, взглядов автора, к тому же он точно требует меньшего бюджета, а критики приветствуют экспериментальные подходы. Кстати, на «Кинотавре» в этом сентябре было несколько короткометражек от уже состоявшихся режиссеров Резо Гигиниешвили и Наташи Михалковой. Интерес звездных авторов кино к «малому» формату объясняется просто: короткий метр воспринимается и потребляется на профессиональном уровне, его показывают на фестивалях и он привлекает внимание экспертов, продюсеров и достигших определенных высот коллег.

Для кого создают работы в этом формате — для режиссера, продюсера или зрителей?

Во-первых, продюсер (это я как продюсер говорю) тоже зритель. Во-вторых, как уже было сказано в начале этого текста, положение короткого метра сейчас меняется. 

Есть тенденция к развитию: стало намного больше качественного и разнообразного контента, короткометражки снимают теперь не только студенты, к работе над ними подключаются продакшены, их финансируют бренды. Звук, картинка, актерский состав — качество становится все выше.

В нашем продакшене мы иногда пробуем этот формат, чтобы после перейти к большой форме: полнометражным фильмам и сериалам. При таком подходе короткометражки получаются более близкими массовому зрителю, чем фестивальные авторские работы — их фокус настроен сразу на широкую целевую аудиторию. Фестивали также становятся более публичными и расположенными к короткометражному кино: у каждого крупного фестиваля есть соответствующие номинации, работы завершившегося на днях фестиваля Shnit показывали сразу на нескольких площадках в Москве. Также в России есть Фестиваль уличного кино, фестиваль «Короче» в Калининграде.

Фестивали короткого метра очень популярны за рубежом, особенно в Европе: практически в каждой стране 5–10 площадок, куда престижно попасть молодым режиссерам и продюсерам, приличные призовые фонды за победу для авторов и толпы зрителей.

Фото: Kal Visuals/Unsplash

Цена вопроса

От бюджета никуда не уйти. Даже снятому на айфон видео он очень пригодится. Сейчас у короткометражек появляется финансирование: продакт плейсмент и интеграции брендов приносят инвестиции и дают возможность команде снять то, что она хочет. К короткому метру стремятся имиджевые ролики и клипы. Уэс Андерсон сделал фильм для H&M, Эммануэль Любецки снял ролик на iPhone 12 Pro для презентации Apple, Бейонсе выпустила целый видеоальбом, Леди Гага постоянно экспериментирует с видеоформатами. Кстати, что отличает короткий метр от клипа? В фильмах на первом месте все же тема/управляющая идея, важная для режиссера. В клипе в центре внимания трек, композиция, музыка и текст, а видеоряд — лишь украшение. 

Но вернемся к вопросам бюджетов и доходов. Иногда короткий метр объединяют в альманахи, которые становятся успешно кассовыми и окупаются. Самый популярный пример такого сборника — франшиза «Елки» Тимура Бекмамбетова, благодаря которой «под одной крышей» собрались небольшие истории, объединенные одной общей темой. 

Один из ярких примеров карьерного пути режиссера от короткого метра к кассовому полнометражному кино в России — Жора Крыжовников. 

При этом я считаю, что у режиссера нет шансов остаться в коротком метре, и нужно воспринимать это лишь как шаг к дальнейшей карьере в большой форме. К этому формату можно «возвращаться». Можно перенимать западный опыт и снимать короткий метр, который потом будет продаваться на благотворительных аукционах, как недавно был продан фильм Резо Гигиниешвили по сценарию Александра Цыпкина, изначально созданный для благотворительного фестиваля-аукциона Action!, где за него отдали 7,5 млн рублей. Эта работа стала самым дорогим фильмом аукциона.

Но все же фанатам короткометражек придется еще немного подождать своего часа и потрудиться над полнометражным кино или сериалами, если они хотят на этом заработать. 

Фото: Nik Shuliahin/Unsplash

Чем еще хорош короткий метр 

Есть идея, что короткий метр — это формат для лаконичной истории, которую нет необходимости растягивать на несколько часов. Хотя некоторые жанры и в полный метр помещаются с трудом — драмы, например. Они часто выходят за хронометраж в полтора часа, иначе зритель не успевает проникнуться и начать сопереживать герою. Чтобы погрузить его в мир героя, нужно несколько часов или серий. И сериалы хорошо решили эту проблему. К их созданию, кстати, все чаще привлекают успешных режиссеров короткого метра, потому что он ближе к формату сериала, чем авторы полнометражек.  

Также короткий метр позволяет быстро воспринимать историю, рассказанную в фильме, и не погружаться в сюжет, теряя связь с реальностью. Особенно легко это удается в комических лентах, к ним можно отнести и наш фильм «Показалось» — высказывание о наболевшем и серьезном в шуточном формате. На мой взгляд, такие истории очень хороши для зрителя. 

И конечно же, короткий метр хорош как «пилот»: можно разбить сценарий на сюжеты и снять пару небольших фильмов, если получатся, они станут полнометражным фильмом. Так режиссер Кирилл Васильев на фестивале «Короче» получил приз за работу «Ну здравствуй, Оксана Соколова» в 2016 году, а потом еще специальный диплом «Кинотавра», и в 2018-м лента стала полнометражным фильмом. Например, взявшая главный приз короткометражной программы на «Кинотавре» «Сера» неплохо бы смотрелась в формате сериалов.

Фото: Joel Muniz/Unsplash

Что ждет короткий метр

У короткометражного кино — онлайн-будущее: количество контента, которое ежедневно потребляют люди, растет очень быстро, так как быстро меняются форматы потребления. Теперь видео смотрят на телефоне, планшете, за рулем, в ванной и на встрече с друзьями. Клиповое сознание, о котором постоянно пишут авторы лонгридов, сказывается и на хронометражах. Гаджеты повернули горизонтальные фильмы — и появился вертикальный формат. Такие съемки наполнили соцсети и стали их основой. Уже приехал из счастливого будущего короткой формы проект «Любовь, смерть и роботы» Netflix, который собрал миллионы просмотров и лайков, потому что похож на контент из этих самых соцсетей.

Да, короткий метр не придет во «все кинотеатры страны», зато он идеально подходит для онлайн-платформ, которые активно развиваются, а с приходом пандемии вообще поселились практически в каждом смартфоне и телевизоре. Снять короткий метр для онлайн-кинотеатра стоит намного дешевле, чем целый фильм или сериал, а собрать аудиторию, возможно, даже проще. Поэтому — открываем практически любое приложение на телефоне и жмем на кнопку «смотреть видео».

Поддержать лого сноб
0 комментариев
Зарегистрироваться или Войти, чтобы оставить комментарий
Читайте также
Саша Щипин
В прокат выходит «Аутло» — фильм, который критикуют и ревнители нравственности, и активисты ЛГБТ. Скандальная репутация, отчасти помогая продвижению картины, мешает увидеть ее по-настоящему — как историю о любви, свободе и чудесных превращениях
Саша Щипин
В прокат выходит «Аутло» — фильм, который критикуют и ревнители нравственности, и активисты ЛГБТ. Скандальная репутация, отчасти помогая продвижению картины, мешает увидеть ее по-настоящему — как историю о любви, свободе и чудесных превращениях
Дмитрий Барченков рассказывает о двух главных премьерах недели — молодежной драме «Гранд Арми» от Netflix и очередном переосмыслении Конан Дойля под названием «Шерлок в России»

«Мнения» на «Снобе»

Ежемесячно «Сноб» читают три миллиона человек. Мы убеждены: многие из наших читателей обладают уникальными знаниями и готовы поделиться необычным взглядом на мир. Поэтому мы открыли раздел «Мнения». В нем мы публикуем не только материалы наших постоянных авторов и участников проекта, но и тексты наших читателей.
Присылайте их на opinion@snob.ru.